Балканская шахматная доска: дипломатия российского рубля и интересы ЕС

В 1998 году Збигнев Бжезинский утверждал, что «государство, которое господствует в Евразии, контролировало бы два из трёх наиболее развитых и экономически продуктивных мировых регионов. Один взгляд на карту позволяет предположить, что контроль над Евразией почти автоматически повлечёт за собой подчинение Африки, превратив Западное полушарие и Океанию в геополитическую периферию центрального континента мира».

Балканская шахматная доска: дипломатия российского рубля и интересы ЕС

Его книга «Великая шахматная доска» внесла воистину крупный вклад в исследования геополитики. Описывая новые вызовы американской внешней политике в многополярном мире, Бжезинский определяет геополитической ахиллесовой пятой XXI века территорию, которую он называет Глобальными Балканами, т.е. «полосу Евразии между Европой и Дальним Востоком».

Будучи исторически ареной споров между Соединёнными Штатами, Россией и Европой, а также источником региональной нестабильности, Балканы претерпевают переход к новой архитектуре безопасности, природа которой не до конца ясна; всё более решающую роль играют новые силы, а старые действующие лица теряют своё геополитическое влияние на регион.

Постепенный упадок лидерства США совпадает с рецессией еврозоны: Евросоюз воспринимается как неспособный дать Балканам новый путь к какой-либо форме панъевропейской интеграции и обеспечить стимулы к серьёзным структурным и экономическим реформам. [blockquote_fact]Этот политический вакуум оставляет территорию подверженной влиянию других активных стран, например, Турции и даже Израиля, но прежде всего – России.[/blockquote_fact]

Подтверждением указанного предположения является обновлённое евразийство Владимира Путина. Близкий к Кремлю и военным кругам российский политолог Александр Дугин признаёт, что конечная геостратегическая цель России состоит в том, чтобы реструктурировать континентальный блок против атлантических держав, воспользовавшись огромным стратегическим и демографическим потенциалом евразийского континента. Следуя этому подходу, Россия должна руководствоваться многомерной внешней политикой, воздерживаясь от тесных отношений с ЕС, Китаем и региональными державами, например, Ираном и Турцией.

Постсоветское пространство (или «ближнее зарубежье» в российской политической риторике) подчёркивает историческое и культурное сходство со славянскими общностями и представляет собой центральную область внимания внешнеполитических проектов Москвы. [blockquote_fact]Энергетические связи являются ключевыми инструментами политического влияния при проекции силы России на ближнее зарубежье.[/blockquote_fact]

Проект «Южный поток» представляет собой краеугольный камень данной тенденции – после окончания строительства газопровод будет перекачивать российский газ по дну Чёрного моря в Болгарию, разветвляясь в двух направлениях: на север в Австрию и на юг в Италию. Учитывая прогнозы, согласно которым спрос Европы на импортный газ в последующие несколько лет значительно вырастет (достигнув до 2020 года 80 миллиардов кубометров и превысив 140 миллиардов кубометров к 2030 году), проект «Южный поток» будет иметь решающее значение для энергоснабжения Европы.

Имея намерение закрепить политическую ориентацию на проект «Южного потока», Россия заключила межправительственные соглашения с рядом Балканских государств, среди которых Хорватия, Словения, Сербия и Болгария. [blockquote_fact]Москва стремится к стимулированию более глубокой экономической интеграции на Балканах, агитируя по возможности страны региона вступать в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана.[/blockquote_fact]

Ближнее зарубежье рассматривается не только как зона естественной экспансии российских интересов, но и ещё как фактор в усиливающемся соревновании Москвы с Китаем – в настоящее время активным конкурентом на Балканах. Неопределённость относительно будущего еврозоны была с неизбежностью экспортирована на периферию ЕС, что сопровождалось сокращением ВВП балканских стран в 2009 году на 5,2 процента.

Своё влияние Москва повышает за счёт того, что воспринимается балканскими государствами как надёжный партнёр. Неразрешённый вопрос Косово и относительное (или, по меньшей мере, временное) снижение прямой роли ЕС и НАТО в регионе рассматриваются Москвой как благоприятная возможность.

Поощряя российские компании вкладываться в регион и поднимая флаг культурного родства, Россия видит в Балканах экономический узел, обеспечивающий более удобный доступ к европейским рынкам. Избрание президентом Сербии ориентирующегося на Россию Томислава Николича ускорило программы реконструкции гидроэлектростанций, модернизации железных дорог и перевооружению сербской армии. [blockquote_fact]В качестве дополнения к этим проектам Белград также должен получить российские кредиты на сумму 800 миллионов долларов.[/blockquote_fact]

В 2011 году Россия способствовала крупным вложениям в сектор недвижимости Черногории, а также нефтегазовый комплекс Македонии. В свою очередь, более 200 словенских компаний работают почти в 50 российских регионах. На фоне изложенного, прямые иностранные инвестиции Евросоюза в последние несколько лет резко пошли вниз.

А между тем, нехватка средств и надёжных источников природного газа являются главными причинами, по которым оказался в тупике флагманский проект ЕС, проект «Южного газового коридора» – газопровода Набукко, газового моста из Азии в Европу, основным предназначением которого, по сути, было обойти Россию и связать турецко-болгарскую границу с Баумгартеном в Австрии через Болгарию, Румынию и Венгрию. В случае постройки мощность 1300-километрового трубопровода будет в районе 10-23 миллиардов кубометров в год, что составит одну треть от фактической производительности «Южного потока».

Широкое распространение получило представление о том, что по мере того, как внешняя политика России на Балканах использует энергетические связи в качестве инструментов развития отношений в сфере дипломатии и безопасности, и наоборот, ЕС, возможно, де факто отходит от дел региона.

[blockquote_fact]Европейцы остаются верными принципу стабилизации через интеграцию, который они избрали для себя в конце 1990-х гг. в форме как военных, так и гражданских миссий. [/blockquote_fact]Крупнейшей из них в настоящее время является ЕВЛЕКС в Косово, задача которой заключается в способствованию развитию правового государства при помощи административного мандата.

И всё же, если Евросоюзу суждено быть серьёзным игроком в будущем, в своём увлечении процессом расширения и сооружением архитектуры безопасности на Балканах Брюссель будет должен выявить новые направления совместной деятельности. Это сделает возможным продвижение его интересов – в рамках общеевропейского пространства – и в то же время повлечёт за собой экономическое сотрудничество с Россией с лучших позиций для торга.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий