5.10.2010 Автор: molten
Как и любой продукт, оружие, в том числе и американское, является прежде всего товаром. Товаром, который различные КБ и корпорации ВПК должны преподнести отечественным оборонным ведомствам и заграничным покупателям так, чтобы новый военный продукт понравился покупателям, и у потенциальных заказчиков в мозгу родилось нечто вроде, «Ух ты, хочу!».
Любой маркетолог знает одну простую истину – для того, чтобы продать продукт, его надо разрекламировать. Будучи основоположниками такой науки, как искусство продавать, США в данный момент являются основным мировым продавцом оружия. Давайте поближе рассмотрим некоторые американские «знаковые» единицы вооружения.
Lockheed F-117 “Night Hawk”, Локхид Ф-117 “Ночной ястреб”
Стоимость: Оценочная стоимость F-117 составляет 45-50 млн. долларов.
Принят на вооружение: в октябре 1983 г.
Снят с вооружения: 2008 г.
Аварии и катастрофы: За всю историю эксплуатации самолётов F-117 было потеряно 7 машин, в том числе одна в боевых условиях.
Причины снятия с вооружения: ВВС США собирались эксплуатировать F-117 по крайней мере до 2018 года, однако нехватка денег на закупку новых истребителей-бомбардировщиков F-22 заставила их начать процесс снятия «Найт Хока» с вооружения гораздо раньше.
Обломки «Ночного ястреба», сбитого в Югославии
Northrop B-2 Spirit, Нортроп Б-2 «Призрак»
Стоимость: (с учётом НИОКР, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) 2,1 млрд. долларов.
Применение: Изготовленные по технологии «стеллс», незаметные радарам противовоздушной обороны, В-2A вообще-то предназначались для прорыва глубоко эшелонированной системы ПВО Советского Союза и нанесения ядерных ударов в условиях глобальной войны.
[blockquote_note]Однако, когда «невидимки» начали поступать в войска, выяснилось, что в ближайшем будущем большая война не предвидится. И тогда командование ВВС США придумало для «Призраков» новую задачу: нанесение высокоточных бомбовых ударов неядерными боеприпасами в локальных конфликтах.[/blockquote_note]
25 марта первая пара В-2 с 800-килограммовыми бомбами поднялась с авиабазы Вайтмен, пересекла Атлантику и через 15 часов полёта нанесла бомбовый удар по территории Югославии. С тех пор «невидимки» «Спирит» совершили 50 боевых вылетов и сбросили в общей сложности более 500 тонн бомб. Ни один из бомбардировщиков не был повреждён.
Командир эскадрильи В-2 бригадный генерал Лерой Барнидж заявил: [blockquote]Результат превзошёл наши ожидания. Я горжусь своими парнями, с такой командой мне работать ещё не доводилось.[/blockquote]
Правда, не все в США разделяют оптимизм генерала. От баснословно дорогого самолёта ждали большего, чем просто удачное бомбометание. Ведь при утверждении ассигнований на В-2 в конгрессе разработчики стратегической «невидимки» утверждали, что пара новых самолётов с экипажем из двух человек каждый, будет способна выполнить задачу, посильную 55 современным самолётам со 116 лётчиками.
Однако сами американские военные лётчики признались, что работу пары В-2 обеспечивали как минимум 14 самолётов и 85 лётчиков. Иными словами, в Югославии смело можно было использовать более дешёвые стратегические, и даже тактические бомбардировщики.
[blockquote_note]Несколько лет назад руководители «Нортроп» уверяли конгрессменов, что В-2А «сможет выполнить работу множества лёгких бомбардировщиков, при этом, благодаря своей малозаметности, не будет нуждаться в поддержке армады самолётов». Однако теперь выяснилось, что это не так.[/blockquote_note]
- Во-первых, для беспосадочного полёта в Европу и обратно В-2А требуется четыре дозаправки (то есть, самолёт-дозаправщик).
- Во-вторых, на всякий случай во время налёта «невидимок» самолёты радиоэлектронного противодействия EA-6B всё же подавляли радары югославской ПВО.
- В-третьих, многоцелевые истребители F-16 — опять же, на всякий случай — в районе действия В-2 обстреливали территорию противника противорадиолокационными ракетами.
- В-четвёртых, слишком рискованно было пускать «Спириты» в самостоятельный полёт над Югославией — их могли случайно обнаружить сербские истребители, как это случилось с F-117. Поэтому неподалёку находились истребители F-15.
Наконец, самолёт-разведчик RC-135 фиксировал активность радиоэлектронных средств ПВО, а самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3A помогал В-2 пробираться в насыщенном разными самолётами воздушном пространстве над Балканами.
В результате в югославском небе В-2А поддерживала та самая армада, которую он и призван был заменить.
В общем, участие В-2 в югославской кампании, кажется, сослужило этим самолётам плохую службу. Американцам ещё повезло, что югославы не сбили ни одного из них — иначе первое боевое применение самых дорогих самолётов и вовсе обернулось бы конфузом.
Авария Б-2 в феврале 2008 года на авиационной базе ВВС США Андерсен в Гуаме
Lockheed Martin F-22 Raptor, «Локхид-Мартин» Ф-22 «Хищник»
Первый в мире истребитель пятого поколения.
Стоимость: Из-за инфляции стоимость производства самолёта постоянно росла и составляет сейчас порядка 350 млн. долларов.
Принят на вооружение: в 2005 году.
Аварии и конструктивные недостатки: 26 марта 2009 года на авиабазе Эдвардс (Edwards), Калифорния — F-22A потерпел аварию в пустыне Мохаве — штатный лётчик-испытатель «Локхид-Мартин» погиб.
«Американские истребители F-22 страдают от коррозии», — сообщает F-16.net со ссылкой на источники в ВВС США, — [blockquote]Коррозия планёра выявлена у 2/3 от общего числа истребителей.[/blockquote] По мнению бригадного генерала Мура, возглавляющего программу F-22 в ВВС США, работы по очистке поверхности и антикоррозионной обработке обойдутся в полмиллиона долларов. Ремонт самолётов с заменой повреждённых панелей может стоить многих миллионов.
По мнению бригадного генерала Кеннета Мерчента, причиной коррозии является образование «гальванических пар» (контакт более активного металла с менее активным в среде электролита, приводящий к растворению более активного металла и возникновению электрического тока) вследствие неадекватного подбора материалов панелей, краски и других элементов конструкции. В качестве средства решения проблемы предлагается замена алюминиевых конструкций на титановые. Однако эта мера приведёт к утяжелению самолёта, повышению его стоимости и увеличению заметности для радаров.
Закрытие программы: Многими военными экспертами и политиками неоднократно высказывалось мнение, что создание такого оружия как F-22, история разработки которого глубоко уходит корнями в период холодной войны, на сегодняшний день не актуально. Самолёт обладает огромной стоимостью, а все технические преимущества F-22 в полной мере могут быть реализованы только в воздушных конфликтах против современных истребителей противника или при наличии у него развитых средств ПВО. В начале 2009 года администрацией президента Обамы было принято решение о закрытии программы производства F-22 к 2011 году. Компания «Локхид-Мартин» заявила, что не будет возражать против закрытия производства.
[blockquote_fact]Освободившиеся средства и ресурсы планируется задействовать в программе производства намного более дешёвого истребителя пятого поколения F-35, концепция применения которого гораздо лучше укладывается в современные реалии локальных конфликтов с участием США и их союзников.[/blockquote_fact]
Остатки F-22, разбившегося в Неваде в 2004 году
F-35 Lockheed Martin Lightning II, Ф-35 Локхид-Мартин «Молния-2»
(на сленге lightning – джин, flash of lightning – бокал джина)
Перспективный малозаметный истребитель-бомбардировщик пятого поколения.
Принятие на вооружение: предположительно 2011 год.
Интересные факты: Согласно исследованиям аналитического центра ВВС Австралии (Air Power Australia), опубликованным в феврале 2009 г., перспективный F-35 уже сейчас не способен противостоять российским ПВО.
Критика: Программа создания самолёта 5-го поколения F-35 испытывает серьёзные трудности. Об этом со страниц известного английского журнала «Джейнс дефенс уикли» заявили три американских специалиста в области авиационной техники военного назначения Пьер Спрей, Джон Бойд и Эверест Риччони.
Люди, причастные в своё время к рождению знаменитого ныне истребителя F-16 утверждают, что разработка F-35 «является самым неудачным предприятием, в котором всё больше заметны очевидные признаки того, что оно оборачивается катастрофой».
Как утверждают критики программы, истребитель F-35, даже «если согласиться со всеми обещаниями в отношении тактико-технических характеристик этого самолёта, как это в настоящее время делает министерство обороны», будет слишком тяжёлым и маломощным. Новая машина обладает весьма низким коэффициентом тяговооружённости. При взлётном весе в 22,45 тонны номинальная тяга самолёта составляет всего лишь 19,05 тонны. А этот показатель для истребителя 5-го поколения должен быть существенно выше.
Кроме того, площадь несущих плоскостей F-35 в вариантах для ВВС и КМП будет составлять всего лишь 43 кв. м. Это явно недостаточно для обеспечения высокой манёвренности истребителя и, соответственно, для его живучести. Как заявляют специалисты, «Лайтнинг II» является даже менее манёвренным, чем печально известный истребитель F-105 «Тандерчиф» («Громовержец», американские пилоты дали ему за высокую аварийность нелестное прозвище «Тад», “Thud”, сокращение от “Thunderchief”, одновременно обозначающее звук при падении), который был буквально «стёрт» с неба во время вьетнамской войны.
В отсеках истребителя F-35 размещается чуть более 900 кг бомб, что намного меньше, чем это было у американских машин этого класса в период военной кампании в Индокитае в 1960–1970-е годы. «Молнию», утверждают эксперты, нельзя причислить и к разряду первоклассных бомбардировщиков. При внешней подвеске дополнительных бомб он сразу же перестаёт быть «невидимкой». А Пентагон в течение ближайших нескольких лет даже не планирует проведение серьёзных испытаний F-35 в таком варианте.
Невысоко отзываются специалисты и о возможностях F-35 по решению задач обеспечения непосредственной авиационной поддержки наземных войск. Этот истребитель, убеждены эксперты, является слишком скоростным, слабо защищён от огня зенитных средств противника, не имеет достаточного запаса бомб и ракет и очень уязвим в воздушном бою.
Поэтому новый самолёт будет не способен эффективно в течение длительного времени поддерживать армейские подразделения. Причём, сейчас на вооружении военно-воздушных сил состоит самолёт-штурмовик А-10, специально созданный для решения подобных задач, и в этом отношении он существенно превосходит «Лайтнинг II».
[blockquote_fact]Что касается «невидимости» нового истребителя, то, как заявляют авторы статьи, вопрос его обнаружения решается не так уж и сложно. [/blockquote_fact]Дело всего лишь в том, какие типы радаров будут использоваться противником и под каким углом на «истребители-невидимки» будут направлены их антенны.
Специалисты вспомнили случай с самолётом «стеллс» F-117, который был успешно сбит сербами в 1999 году с помощью зенитной ракеты. Они также утверждают, что использование РЛС большой дальности и в высшей степени сложного электронного оборудования для обеспечения поражения воздушных целей вне зоны видимости не даёт каких-либо гарантий эффективных действий в реальных боевых условиях. По мнению специалистов, электронное оборудование F-35, предназначенное для обеспечения поражения наземных целей, предполагает всего лишь более удобное управление имеющимися боеприпасами и контроль за их применением.
Эксперты считают, что полный перечень претензий к новому детищу Пентагона появится только после полномасштабного проведения лётных испытаний. Они утверждают, что F-35 «является неудачным предприятием, демонстрирующим все признаки его превращения в катастрофу, сравнимую разве что с тем фиаско, которое потерпел самолёт F-111 в 60-х годах прошлого столетия».
MIM-104 Patriot, зенитный ракетный комплекс ЗРК «Пэтриот»
Своё первое боевое крещение новейший на тот момент ракетный комплекс «Пэтриот» получил во время операции «Буря в пустыне» в Ираке в 1991 году.
[blockquote_note]Президент США Джордж Буш — старший на пресс-конференции заявил, что было перехвачено 42 ракеты типа «Скад», из них была сбита 41 ракета.[/blockquote_note]
По словам министра обороны Израиля, системы «Пэтриот» (которые США поставили Израилю для защиты Тель-Авива) сбили 20 ракет типа «Скад» из 100, однако, в действительности процент сбитых ракет был близок к нулю. Так как скорость пересечения ракет примерно 3,5 км в секунду (!), электроника не успевала так быстро среагировать, и даже в том случае, когда ракеты удавалось «перехватить», противоракеты взрывались уже после того, как разминулись. Таким образом, в случае «перехвата», противоракета повреждала заднюю часть ракеты «Скад», и управляемая ракета превращалась в неуправляемую бомбу с целой и невредимой боеголовкой.
Следователь из комитета конгресса США Джозеф Силинчионе не был уверен в успехе ракет. Через год после окончания операции «Буря в пустыне» комитет конгресса США рассматривал вопрос об эффективности системы «Пэтриот». У представителей армии было своё, особое представление о перехватах, которые доминировали в отчётах. После их многословных доводов председатель комиссии спросил: «Подождите, вы хотите сказать, что перехват не означает попадание в ракету? Это просто значит, что ракеты минуют друг друга, как корабли в море? Да, сказал генерал, вы правы».
[blockquote_fact]«Скад» — Р-11 (индекс 8К14, по классификации НАТО — SS-1b Scud-A) — советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета. Первый успешный пуск состоялся 21 мая 1953 года, а на вооружение ракета была принята в 1957 году.[/blockquote_fact]
M1 Abrams, М1 «Абрамс»
Основной боевой танк армии США.
Принят на вооружение: в 1981 году.
Стоимость: около 2,7 млн. долларов.
Согласно американскому агентству «Форекаст Интернешенл» (Forecast International) в рейтинге танков мира этот танк занимает первое место. Показательно, что в составленном ими рейтинге места для российских танков не нашлось вообще.
По всей видимости, танк «Абрамс» разрабатывался для масштабного противостояния советским танкам в бронетанковых столкновениях, отсюда и его мощная лобовая броня (следует заметить, что современное противотанковое вооружение Российской армии способно уничтожить или вывести из строя любой тип вражеского танка).
Тем не менее, как и любой танк, «Абрамс» должен выполнять и боевые задачи в условиях города, или при патрулировании местности. В этом плане боевая машина оказалась неожиданно уязвима. Башня танка оказалось настолько тяжёлой, и, чтобы быстро её поворачивать, оказалось недостаточно даже двигателя в полторы тысячи лошадиных сил. Поэтому с середины девяностых годов, разработчики вынуждены были установить сзади башни дополнительную силовую установку для быстрого поворота башни.
Поскольку этот узел не являлся жизненно важным для машины (при выходе дополнительного двигателя башня всё равно продолжает вращаться, только медленнее), то его не защитили бронёй, а просто прикрыли стальным кожухом толщиной в 15 мм для защиты от шальных пуль и осколков. Таким образом, задняя часть башни оказалась уязвима даже для попадания из крупнокалиберных пулемётов ДШК (которые начали выпускать ещё в далёком 1938 году).
Это приводило к повреждению силовых установок, пробитию топливных баков, выгоранию всего танка, а часто, как следствия возгорания, подрыву боекомплекта (располагающемуся по нелепой случайности в кормовой нише башни, то есть рядом с одним из наименее защищённых узлов танка). Ирония заключается в том, что танк, создававшийся как один из самых неуязвимых, во время боёв в Ираке неоднократно уничтожали при помощи устаревших пулемётов.
Также достаточно успешно с «Абрамсами» можно бороться даже при помощи устаревших ручных гранатомётов РПГ-7 (принят на вооружение в 1961 году). Так реактивные гранаты РПГ-7В с вероятностью 55 % поражают «Абрамс» в борт башни и борт корпуса над катками; с вероятностью 70 % — в крышу башни. При боестолкновении с армией, имеющей в своём вооружении современные средства ведения боя, выхлоп из газотурбинного двигателя машины заметен настолько, что может быть замечен даже со спутника, не говоря уже о самолётах, вертолётах, и наземных боевых системах.
Боевая масса танка составляет 57 тонн, что делает невозможным перевозку его транспортной авиацией. Также танк не может преодолевать горные перевалы и требует прочных мостов. По этой причине ни один «Абрамс» не добрался до Афганистана, где воевали танки исключительно российского производства.
[blockquote_note]В отличие от, например, российского танка Т-72, на котором установлен заряжающий автомат, конструкторы «Абрамса» не озаботились оснащением танка таким полезным устройством, вследствие чего экипаж машины составляют четыре, а не три человека, как в машинах, обеспеченных заряжающим автоматом. [/blockquote_note]Вследствие этого, во-первых, увеличиваются возможные человеческие потери, во-вторых — высота танка, что приводит к росту заметности во время боя, и, соответственно, сокращает живучесть боевой единицы в условиях боестолкновения.
В заключение стоит сказать, что «Абрамс» не участвовал в боевых действиях против современных танков и противотанковых комплексов, в этом случае, думается, результат был бы ещё более плачевным.