Вот что ваш биржевой маклер и СМИ вам не расскажут: мир сейчас ещё более обременён долгами, чем был на пике финансового пузыря 2007 года. Несмотря на все усилия со стороны правительства за последние 6 лет. Несмотря на продолжающийся оптимизм в отношении восстановления. Несмотря на обнадеживающие слова со стороны центробанков. В смысле долгов мы сейчас в худшем положении.
Отсюда напрашиваются несколько заключений:
— Политика, проводимая после финансового кризиса — не работает. В противном случае, долг по отношению к ВВП снижался бы, но не увеличивался.
— Процентные ставки не могут вырасти выше ВВП, в противном случае долг по отношению к ВВП вырос бы ещё выше.
— Это означает, что низкая процентная ставка, скорее всего, останется на многие, многие годы. Это единственный способ вернуть уровень долгов на более приемлемый уровень.
— Потрясает относительно последних шести лет то, что за это время не произошло, по сути, никаких реформ, призванных исправить проблемы, приведшие к долговому кризису 2008-го.
— Развивающиеся рынки, в смысле долгов, возможно, и в лучшей форме, чем развитые страны, но рост стоимости активов и цен на сырьё заглушают некоторые проблемы. И эти проблемы начинают проступать.
— Долговые кризисы происходят потому, что доходы уже больше не могут позволять обслуживать долг. Если экономика в своём росте клюнет носом, то возобновление 2008-го не заставит себя ждать. Это не просто нагнетание жути — так предполагают результаты математических расчётов.
Был некий сюрреализм в наблюдении имевшего место на днях банкротства Дейтрота. Город, некогда бывший оплотом процветающей американской автомобильной промышленности, в настоящее время лежит поверженный. Тем временем, американские фондовые индексы бьют исторические максимумы. Сравните и сопоставьте…
Но также интересны и комментарии относительно этого банкротства. Большинство из них возлагают вину за кризис на резкий спад численности населения, и ряд других причин. Однако мало упоминается реальная причина банкротства: Детройт просто тратил гораздо больше, чем зарабатывал. И всё больше погружался в задолженность, чтобы финансировать расходы, пока уже больше не смог этого делать.
Едва ли должно удивлять, что произошедшее с Детройтом в большой степени игнорируется, и подаётся как единичный случай. Политики США и всего развитого мира хотят, чтобы вы именно так и думали. Что долг не является чем-то особенным, и что они смогут помочь своим городам и странам выбраться из задолженности, просто им надо ещё время, чтобы это сделать.
Однако недавний доклад Банка международных расчётов (БМР) — часто называемого центробанком центральных банков — показывает, как трудно будет осуществить эту задачу. В ежегодном докладе БМР говорится, что реалии мировой задолженности и того, как печатаются деньги вкупе с политикой низких ставок, не смогут исправить проблемы, возникшие вследствие кризиса 2008-го. БМР обладает авторитетом, так как он был одним из очень немногих учреждений, в преддверии финансового кризиса предупреждавшим о перегибах.
Взглянем на некоторые ключевые аспекты доклада. Во-первых, БМР подробно излагает степень долговых проблем мира. Он заявляет, что общий долг больших развитых и развивающихся рынков сейчас на 20 процентов выше в процентах от ВВП, чем был в 2007 году. В целом, долг в этих странах на 33 триллиона долларов больше, чем был тогда. Почти ни одна из стран, которые банк мониторит, не показывает результаты лучше в смысле долга по отношению к ВВП, чем в 2007 году.
Банк международных расчётов называет уровень долга «явно нежизнеспособным». Основная причина в том, что исследования уже неоднократно показывали, что превышение порога долга в 80 процентов ВВП замедляет экономический рост. Очевидно, что если деньги тратятся на обслуживание долга, то их меньше остаётся на инвестиции и т.д. Долг большинства развитых стран с рыночной экономикой по отношению к ВВП сейчас превышает 100 процентов.
Банк международных расчётов говорит, что правительствам необходимо быстро приводить свои балансы в порядок, и предлагает некоторые вычисления, чтобы доказать — почему. Он говорит, что текущая доходность по долгосрочным облигациям для развитых стран составляет около двух процентов, что гораздо ниже среднего последних двух десятилетий, приведших к кризису шести процентов.
Если доходность вырастет хотя бы на 300 базисных пунктов по всему спектру сроков погашения (всё равно оставаясь существенно ниже среднего), потери будут огромны. При таком развитии событий держатели казначейских облигаций США потеряли бы свыше триллиона долларов, или почти 8 процентов ВВП США. Потери держателей долгов Франции, Италии, Японии и Британии составляли бы от 15 до 35 процентов ВВП.
Будучи главными держателями этих долгов, банки стали бы самыми крупными проигравшими, и в итоге такие потери представляли бы угрозу для всей финансовой системы.
БМР не даёт расслабляться также и развивающимся рынкам. Он полагает, что хотя уровни долгов для этих стран могут быть и меньше, они выигрывают от цен на сырьевые товары, которые вряд будут устойчивы. Поэтому опасения оправданы и здесь.
Далее БМР заявляет следующее:
«Правительства надеются, что если они подождут, то экономика вырастет, снизив соотношение долга к ВВП. И политики надеются, что если они подождут, то доходы и прибыли снова начнут расти, что сделает реформу занятости и рынков продукции менее срочной. Но ожидание не облегчит ситуацию, особенно в условиях постепенного исчезновения общественного терпения и поддержки».
Стоит упомянуть и о нежизнеспособности текущего пути, о чём также намекает БМР. Проще говоря, долг это обещание отдать деньги. Если долг растёт быстрее, чем приток денег и доход, это может продолжаться некоторое время, но потом наступает переломный момент, когда вы уже больше не можете обслуживать долг. Когда это происходит, вам необходимо сократить уровень долгов, или, говоря экономическими терминами, провести делевередж.
Существует 4 пути делевереджа:
— Вы можете перевести деньги (Германия переводит деньги на Кипр)
— Можете списать долг. Отметим, однако, что долг одной страны является активом другой.
— Можете сократить уровень долга. Это называется жёсткой экономией.
— Вы можете напечатать деньги, чтобы покрыть долг.
С 2008-го мы видим, что страны применяют все эти способы.
Как отмечает БМР, реформы также критически важны для улучшения экономического роста развитых стран, и снижения долгового бремени. Удивительно наблюдать, как мало на этом фронте в действительности было сделано в США и Европе.
Что приводит к основному заключению. А именно: трудно увидеть, что США, Европа, Япония и другие развитые страны вовремя внедряют реформы, чтобы предотвратить разрастание своих долгов и их возможного краха. Другими словами, многие опасения Банка международных расчётов вполне могут стать реальностью.
Это может прозвучать пессимистично, и в некоторой степени мелодраматично. Но реальность такова, что за последние шесть лет мало что было сделано для реструктуризации экономики и сокращения уровня задолженности, т.е. для извлечения уроков 2008 года. Поскольку мы частично восстановились, это привело к самоуспокоенности. Всё это время долг, в первую очередь и вызвавший спад, продолжал нарастать, и угрожает снова отправить мир в нокдаун.
Будем надеяться, что до этого не дойдёт.
Очень интересно смотреть, как тихо проходит коллапс главной отрасли экономики США. Отрасли, в которой сосредотачивалась вся мощь и большинство инноваций современного западного мира. Я имею в виду Детройт и связанную некогда с ним американскую автомобильную промышленность. Можно говорить о том, что о неизбежном банкротстве было известно еще зимой, но свершившееся банкротство даже не поколебало финансовые рынки. Это очень удивительно, неужели вся мощь США сгинет также незаметно. Хайнлайн в «Колесах» небезосновательно утверждал, что автомобильная промышленность это стержень экономики США, на нее работают десятки других отраслей (металлургия, химия, инфраструктура, текстильная и др. отрасли). И вот стержень вытащили, а рынки этого даже не заметили.
Последнее время поговаривают о возможном скором запрете американским банкам работать с сырьевыми товарами. Интересно было бы порассуждать к чему это приведет на рынках нефти и драгметаллов. Если это произойдет, мне видятся полностью разнонаправленные уравновешивающие движения, нефть вниз, золото вверх.