Как Путин мог бы нанести Обаме ответный удар

За последние несколько месяцев американо-российские отношения, похоже, опустились до рекордно низкого уровня в период после окончания холодной войны, что могло бы обернуться неприятностями для Вашингтона в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Персидском заливе.

Как Путин мог бы нанести Обаме ответный удар

Хотя эпопея с Сноуденом стала последней каплей, которая привела к отмене Вашингтоном визита на саммит лидеров стран, запланированным Москвой на этот сентябрь, непрекращающиеся трения в отношении ряда вопросов не утихают уже некоторое время. Озабоченность России по поводу ПРО США, поддержка Москвой Асада и ряд других вопросов стали основанием для наращивания напряженности в отношениях.

[blockquote_fact]Президент Обама зашел так далеко в своей пресс-конференции в пятницу, что призвал к «паузе» в отношениях. Такая «пауза» ознаменовала собой финальную главу широко разрекламированной «перезагрузки» отношений с Москвой.[/blockquote_fact]

Как отмечал в пятницу президент США, новый договор о СНВ, сотрудничество в области санкций против Ирана, помощь России в поставках американским войскам в Афганистане, а также помощь США во вступлении России в ВТО — позитивные рабочие отношения явно пошли на пользу обеим сторонам.

Со своей стороны, реакция России на отмену саммита, казалось, была довольно спокойной — пока.

Тем не менее, у России есть целый ряд вариантов, которые она могла бы применить, если бы захотела изменения тона Вашингтона.

За последние несколько лет китайско-российские отношения значительно потеплели. Москва может решить, что более тесные отношения с Пекином могли бы удовлетворить её национальные интересы больше, чем восстановления отношений с Вашингтоном.

Учитывая то, Россия уже годами продаёт Китаю ряд современных систем вооружений, и играет большую роль в подпитывании растущего военного потенциала Пекином, она может начать стремиться сделать на этом фронте больше . Уже несколько отчётов свидетельствуют о возможной продажи Россией в Китай передовых истребителей Су-35, подводных лодок класса Амур и, возможно, даже передовых систем ПВО С-400.

[blockquote_fact]Москва могла бы также расширить сотрудничество с Пекином в области энергетики.[/blockquote_fact] В последнее десятилетие Китай занимался поиском больших и стабильных поставок природных ресурсов для обеспечения топлива для своей экономики. Поскольку часть этих ресурсов проходит через различные узкие проливы и моря, Пекин испытывает всё бо́льшую тревогу от того, что такие поставки во время международного кризиса или войны могли бы прекратиться. Китай может повысить энергетическую безопасность, обеспечив себе стабильные поставки энергоресурсов от соседей, когда сухопутные трубопроводы могли бы доставлять их в Китай. Запасы России нефти и природного газа у себя на севере могли бы помочь решить такие проблемы.

[blockquote_fact]Только в прошлом месяце российское ОАО Роснефть согласилось поставлять более 2,6 млрд. баррелей сырой нефти Китайской национальной нефтяной корпорации в течение следующих 25 лет.[/blockquote_fact] По данным Bloomberg, учитывая сумму около 270 млрд. долларов США, Китай станет крупнейшим рынком России для продаж нефти. Хотя аналогичные сделки в прошлом и всплывали в СМИ, только чтобы впоследствии благополучно разваливаться, обе стороны, похоже, имеют большие планы по наращиванию и расширению этого партнёрства.

Иран также может предоставить России широкие возможности по организации проблем для Вашингтона. Тегеран в прошлом стремился получить доступ к системам оружия по защите своего воздушного пространства от возможного удара Запада по своим ядерным объектам. Обладая такими передовыми технологиями, как системы ПВО С-300, Россия оказалась бы в весьма выгодном положении, предоставив Тегерану помощь, если бы того пожелала. Москва вышла из сделки по продаже Тегерану систем ПВО в 2010 году, что послужило поводом к иску со стороны Ирана. Будучи более не обеспокоенной добрыми отношениями с США, Россия могла бы снова обрести расположение к поставке таких систем Ирану.

[blockquote_fact]Россия также могла бы оказаться гораздо более слонной к сотрудничеству с Ираном в области ядерной энергии.[/blockquote_fact] Недавние сообщения из различных новостных агентств России отмечают, что Иран подпишет соглашение о строительстве новой атомной электростанции. Такое сотрудничество не является чем-то новым — Россия построила бо́льшую часть иранской АЭС в Бушере — согласие построить ещё одну АЭС определённо вызвало бы негодование западных дипломатов.

[blockquote_fact]А есть ещё Сирия. Недавние сообщения утверждали, что Россия поставит Сирии продвинутые системы вооружения ПВО.[/blockquote_fact] Хотя самые последние отчёты и предполагают, что Сирия может получить эти системы не раньше июля следующего года, отгрузку можно было бы ускорить. Хотя обучение управлением такими системами и отнимет некоторое время, они могли бы обеспечить достаточную защиту от любых возможных военных действий Запада в будущем.

Россия также могла бы поторопиться с предоставлением Дамаску наступательных вооружений. Москва, как сообщают, уже поставила Сирии крылатые ракеты. На фоне сообщений о провале попытки Израилем ударом уничтожить ракеты, влияние России в продолжающемся конфликте предположительно может увеличиться, если она того пожелает.

Хотя приведённое выше является лишь небольшим примером различных стратегий, к которым Россия может прибегнуть, чтобы усложнить выполнение Америкой своих внешнеполитических задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке, у обеих сторон есть сильная заинтересованность в снижении градуса напряжённости.

Президент Обама, призываемый с обеих сторон политического спектра к действиям в отношении Москвы, явно был в положении, когда политически почти невозможно было ничего не предпринять.

[blockquote_fact]Может ли Россия просто проигнорировать отмену саммита и несмотря на это продолжать давление?[/blockquote_fact]

Есть некоторые причины для надежды. Во время пятничных встреч «2+2» между представителями американской и российской власти в Вашингтоне, заявления министра иностранных дел России Сергея Лаврова, казалось, быть направлены в сторону снижения градуса напряжённости.

«Эдвард Сноуден не заслоняет дискуссию. Это было отмечено как факт, который у нас на руках», заявил Лавров по итогам переговоров. «Ясно, что холодной войны нет, отношения вполне нормальные, и не следует ожидать каких-либо обострений… мы не чувствуем какого-либо охлаждения температуры отношений между двумя странами».

Хотя комментарии Лаврова и являются положительным знаком, будущее американо-российских отношений остаётся, в лучшем случае, неопределённым. [blockquote_fact]У обеих сторон опыт непростых отношений в прошлом, и широкий спектр конфликта интересов по всему миру.[/blockquote_fact] И сейчас, когда Сноуден находится в Москве, и неизвестно, какие откровения он собирается обнародовать следующими, двусторонние отношения, как представляется, в краткосрочной и среднесрочной перспективе оказываются на территории «бурных вод».

Решит ли Путин поднять ставки? Будем посмотреть…

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий