Сорок лет назад, в этом месяце арабы и израильтяне провели последнюю войну друг против друга. До этого они воевали примерно каждое десятилетие, однако последствия тех былых войн редко ощущались за пределами региона.
Война 1973 года была иной. Она привела к арабскому нефтяному эмбарго против США, длинным автомобильным очередям перед бензоколонками, повышению цены на нефть, а также спровоцировала крах фондовой биржи 1973-1974 годов.
Однако у войны, прошедшей в октябре 1973 года, была и положительная сторона. Данная война предоставила США возможность наладить мир между израильским и арабским государствами.
За этой войной последовал интенсивный курс челночной дипломатии доктора Генри Киссинджера, приведший к установлению новых отношений между США и Египтом.
Египет и Израиль сложили оружие, и до сих пор не поднимали его друг против друга.
В результате обе стороны получили щедрое количество военной и экономической помощи.
США сменили Советский Союз на посту главного партнёра и покровителя Египта.
Египет изменил ориентацию.
Египет является крупнейшей, старейшей и наиболее влиятельной страной арабо-мусульманского Ближнего Востока. Куда Египет, туда и остальной регион. Когда Египет абстрагировался от войны, остальные арабские страны не смогли воевать против Израиля.
С тех пор египетско-американские отношения укреплялись каждым президентом, республиканцами и демократами, и обеими палатами Конгресса.
Президент Картер документально закрепил установленные отношения с помощью Кэмп-Дэвидского соглашения.
Смена ориентации Египта поддерживала мирную обстановку в регионе и предоставила США особый доступ к правам базирования и пролёта, а также приоритет в пересечении Суэцкого канала.
Это означало тесные личные и профессиональные связи между американскими и египетскими войсками, способность старших египетских офицеров свободно говорить на английском и их обучение в США.
Однако сейчас существует угроза того, что Египет снова ускользнёт с американской орбиты на российскую.
Я недавно вернулась из Египта, где встречалась со старшими лидерами всех элементов египетского общества – религиозными лидерами, журналистами, бизнесменами, представителями исполнительной власти, студентами-активистами, политиками, дипломатами и военными лидерами, в том числе провела двухчасовую встречу с генералом аль-Сиси.
Сейчас Египет переживает разгар полного препятствий перехода к демократии, и они нуждаются в нашей поддержке.
Они низвергли Братьев мусульман и президента Мурси, которые почти превратили Египет из формирующейся демократии в исламистское государство. И совершили они это не с помощью тайно спланированного переворота, а мирным выходом на улицы большинства жителей Египта. Временное правительство Египта в нескольких неделях от принятия гарантирующей равные права для всех новой конституции, за которой последует национальный референдум, парламентские и президентские выборы, а также восстановление демократического государства. Они заслуживают и нуждаются в нашей бдительной поддержке.
Во время моей встречи с аль-Сиси на прошлой неделе в Египте, генерал поведал мне, что для них не столь важна военная помощь Америки, сколько её политическая поддержка. По словам аль-Сиси, «она не принесёт ни пенни, но станет решающей для установления стабильности в Египте».
В укор египетским войскам за свержение Братьев мусульман президент Обама приостановил поддержку Египта.
В глазах большинства египтян, вместо египетского народа президент Обама выбрал союз с Братьями мусульманами, которые, по мнению народа Египта, связаны с аль-Каидой.
Вероятно, если бы правительство Египта придерживалось своего пути к демократии, администрация Обамы возобновила бы поддержку, и вернулась бы к близким отношениям, которыми мы наслаждались в течение четырёх десятилетий.
Однако если президент Обама откажется от этих отношений, Россия поджидает удобного случая, чтобы занять наше место.
Они сорок лет ждали возможности найти путь, который бы вернул их к роли лидера на Ближнем Востоке, и знают, что лучший способ добиться этого – восстановить отношения с Египтом.
Президент Путин уже послал в Египет делегации с предложением военной помощи, кибертехнологий и усовершенствованного оружия, а также дружбы и поддержки.
Если Египет снова переметнётся на другую сторону, это будет иметь значительные последствия для остальных арабских стран региона, Израиля и США. Египет способен опустошить мировые запасы нефти, нарушить мир Израиле, и организовать восстание исламистов.
Шестьдесят лет назад, после падения Китая перед коммунистическими силами, США ввязались в неприятный политический спор на тему «кто потерял Китай?».
Если в результате потери Египта мы утратим свои позиции на Ближнем Востоке, последующие за «кто потерял Китай?» политические дебаты будут намного более раскольническими и разрушительными.