Reuters — Сделка сделкой, но пляски американского Конгресса вокруг дефолта убедили политиков и инвесторов Китая и Японии в том, насколько уязвимы их собственные планы экономического возрождения перед следующим раундом политической истерики на Капитолийском холме, когда у Конгресса появится новый шанс взять кредитоспособность США в заложники, поскольку 7 февраля они снова должны будут одобрить новое поднятие долгового потолка.
[blockquote]»Мы рады, что сделка состоялась», говорит японский политик, который общался на условиях анонимности. «Но неопределённость останется, и в начале следующего года всё начнётся по-старому».[/blockquote]
Он и другие японские официальные лица говорят, что они уже разработали планы, которые включают в себя наводнение банковской системы Японии наличностью, чтобы поддержать функционирование японской банковской системы, насколько сильно инвесторы ни начали бы паниковать.[blockquote_fact] И как говорят аналитики, Китай может начать проталкивать глобальное принятие своей валюты — юаня, в качестве альтернативы доллару США в международной торговле.[/blockquote_fact]
[blockquote]»На самом деле, они могут начать рассматривать ускорение процесса», говорит руководитель отдела анализа рынка акций в гонконгском отделении Credit Suisse Винсент Чен. «Усиление попыток сделать юань подлинно международной валютой может происходить из-за того, что на американцев больше нельзя положиться».[/blockquote]
Аналитики прогнозируют, что инвесторы, которым угрожает дефолт США, могут начать продавать доллары за юани, вынуждая китайский центробанк или скупать доллары в то время, когда печатающее их правительство не соблюдает свои обязательства, или позволить быстрый рост своей валюты, что повредит экспорту и усугубит кредитный пузырь страны.
В качестве знака такого рыночного давления в пятницу пятый день подряд юань достигал рекордного уровня против доллара, отчасти связано это было с тем, что инвесторы беспокоились об экономических последствиях прекращения работы американского правительства.
Не существует рынка облигаций, достаточно крупного, чтобы предоставить Китаю и Японии альтернативу американским казначейским облигациям и американским долларам, что они накопили, продавая свой экспорт. Поэтому перспективы следующей драмы вокруг дефолта США в начале следующего года придают предпочтительному решению Китая новую актуальность, а именно, торговать меньше в долларах и больше в юанях.
[blockquote_fact]Около 18 процентов от общего объёма торговли Китая осуществляется в юанях, и в этом году объёмы торговли резко выросли.[/blockquote_fact]
Значительная часть прироста идёт от торговли Китая с экономиками вне пределов Соединённых Штатов или Европейского Союза — его крупнейших центров спроса, хотя он и ускорил планы по интернационализации своей валюты с подписанием в этом месяце соглашений с Англией и Европейским центральным банком.
Достижение цели по увеличению торговли в юане означает предоставление партнёрам Китая места для инвестиций своих юаней так же легко, как они инвестируют свои доллары в казначейские облигации США в настоящее время.
«Китай может быть силён лишь тогда, когда его валюта является реальной альтернативой», говорит Чен. «Но чтобы быть альтернативой, вы должны открыть свой рынок».
Насколько я знаю, сейчас взрывной рост популярности переживают китайские полугосударственные облигации, которые называют Dim Sum Bonds (с 2007г. их выпускают частные компании, но каждый выпуск происходит с разрешения Госсовета КНР), ежегодный прирост их выпуска кратный и даже многократный. Облигации Dim Sum номинированы в юанях и торгуются в Гонконге (сейчас, вероятно, еще и в Шанхае).
А двусторонняя торговля за юани ведется со всеми ключевыми импортерами китайской продукции, за исключением США (по понятным причинам) и пока Евросоюза ( но с Евросоюзом возможно за евро, а не за доллары).
Кстати, профицит КНР в торговле с США за последний год составил 300млрд.долларов, т.е. треть от дефицита бюджета США.