Бывший агент Моссада: кто убивает иранских учёных?

На Ближнем Востоке в самом разгаре шпионский сезон. В этом месяце в лесу неподалёку от Тегерана полиция обнаружила тело главы  иранского ведомства, отвечающего за «кибербезопасность» Моджтабы Ахмади. По словам местных полицейских, в деле фигурируют двое неизвестных на мотоцикле, а само дело напоминает классическое «шпионское убийство».  Спустя пару дней покой того же городка был возмущён историей о четверых сотрудниках центра по обогащению урана, которые подозреваются в шпионаже в пользу «враждебных государств» с целью саботировать работу иранской ядерной индустрии.

unnamed

Скорбящий иранец держит портрет главы командующего кибервойсками Моджтабы Ахмади

В этом же месяце в своём доме в ливийской столице Триполи был захвачен компьютерный эксперт Аль-Каиды Абу Анаса аль-Либи, и произошла неудачная попытка задержать одного из старейших членов группировки Аль-Шабааба на его собственной роскошной вилле, на побережье в Барве (Сомали). Вне всякого сомнения, американское правительство стоит за обеими этими операциями. Одновременно проводятся действия, считающиеся ответом на нападение на торговый центр Westgate в Найроби.

Найти виновных в преступлениях, совершённых в Иране, между тем, оказалось довольно сложно. Большинство публикаций в прессе кивают на печально знаменитую израильскую внешнюю разведку Моссад. Однако, несмотря на то, что Моссад не раз оказывался причастен к преступлениям, связанным с политическими убийствами и Ираном, бывший агент организации, переквалифицировавшийся ныне в автора шпионских детективов Мишка Бен-Давид, сомневается в справедливости этих обвинений. «Судя по целям и методам, Моссад тут не причём», считает он.

Бывший агент британской разведки, с которым удалось побеседовать корреспондентам онлайн-издания VICE, также сомневается, что Моссад мог провернуть такое в одиночку. Он предположил, что Моссаду потребовалась бы помощь другой группы, которая уже действует внутри страны. «Я могу сказать с большой долей уверенности, что им бы понадобились местные, сказал он. Возможно, это могли быть парни из движения «Моджахеды иранского народа». Моссад мог завербовать их под видом какой-нибудь ненавидящей Израиль группы». Так что это мог быть не Моссад напрямую, а группа местных диссидентов, и  возможно даже действующих в интересах Моссада невольно.

Редакция издания VICE обратилась ещё к одному бывшему члену Моссад Майклу Россу. Росс был тем, кого в шпионских играх называют «глубоко законспирированным офицером разведки» — эдаким Джейсоном Борном. Они поговорили с ним о политических убийствах, саботаже и Сомали.

VICE: Здравствуйте, Майкл. Правда ли, что Массад причастен к политическим убийствам?

Росс: Очевидно, что они убивают людей, так же, впрочем, как и ЦРУ. Но самый страшный убийца на Земле не похож на Джейсона Борна. Это маленький толстый парень в лётном костюме, управляющий беспилотником из Невады и сбрасывающий снаряды на Йемен и Пакистан. Но было бы лицемерием сказать, что элита разведывательной службы не причастна к убийствам.

Правда ли, что ваш бывший работодатель причастен к убийству Моджтабы Ахмади?

Если только Ахмади не был вовлечён во что-то, о чём нам не известно, сложно представить, что ради него стали бы разрабатывать такую сложную операцию. Забросить своего человека в Иран — задача совсем не простая. Для этого нужно его туда вывезти, продумать детали операции, осуществить внедрение, прикрытие — это всё довольно сложно. Для того чтобы за это взяться, нужны очень серьёзные причины, и я не уверен, что они были.

Существует два способа осуществления подобной операции: вы можете отправить туда своих людей — это очень опасно, особенно в Иране. Или вы можете нанять нескольких местных ребят и поручить им выполнение вашей задачи. Вы можете вывезти их в соседнюю страну и обучить их убивать, устраивать саботаж — всему, чему хотите.

Интересно. Как вы думаете, за организацией саботажа на ядерных объектах стоял Моссад?

Это вполне возможно, но я думаю, что он мог быть организован и силами, действующими в самом Иране. Эти силы берут начало от западных секретных служб, но теперь способны действовать самостоятельно. Они, вероятнее всего, решили осуществить обе операции — и саботаж, и убийство Ахмади. Либо самостоятельно, либо с помощью извне.

8029286551_d7a77ecd07_z

Акция в поддержку движения «Моджахеды иранского народа», Нью-Йорк, 2012

Кто-то вроде «Моджахедов иранского народа»?

Да, кто-то вроде них — диссиденты. Иранские власти говорят о «контрреволюционерах», и они не торопятся обвинять Моссад, ЦРУ или кого-нибудь ещё.

Когда в прошлом году в Тегеране взорвали ядерщика Рошана, они огласили довольно парадоксальный список подозреваемых — Моссад, ЦРУ, британская разведка MI-6 и даже ООН. В сущности, это было обвинение всему миру. А в этот раз они обвиняют контрреволюционеров, то есть ищут виновных внутри Ирана.

Пресса говорит совсем другое, однако британский агент, с которым я беседовал, придерживается той же точки зрения, что и вы.

Что же, все, кто работал в разведке, мыслят примерно одинаково.

Пожалуй. А что вы можете сказать о событиях в Дубае в 2011 года, когда был убит глава иранских «стражей революции» Махмуд аль-Мабхух?

Да, я бы слукавил, если бы сказал, что мой бывший работодатель не приложил к этому руку. Хотя сообщения об этом убийстве звучат довольно странно: в Дубае заявили, что удалось установить причастность около 30 человек. Однако Моссад никогда не стал бы задействовать столько людей — это безумие.

А что вы можете сказать о неудавшемся покушении на Ахмади?

Убийца должен был подъехать на мотоцикле, застрелить его и уехать — это очень простой и довольно эффективный способ избавиться от человека. Его использовали уже очень много раз. Возьмите хотя бы убийство лидера Исламского Джихада Фати Шакаки на Мальте — оно было устроено точно таким же образом.

А как можно забросить своего человека в страну, в которой его не хотят принимать? Маскировка и всякое такое?

Да, для этого понадобится прикрытие, которое поможет обмануть досмотр при пересечении границы. Мы делаем это со времён  сэра Фрэнсиса Уолсингема (министр Елизаветы I, член Тайного совета, начальник разведки и контрразведки Англии 16-го века). Пересечение границы под видом другого человека — это основы работы иностранной разведки. И мне известно, что разведывательные службы делают всё возможное, чтобы помешать развитию иранской ядерной программы.

Верно. Остаётся ли актуальным девиз Ицхака Рабина «Мы будем бороться с терроризмом, как будто нет никакого мирного процесса, и будем вести мирный процесс, как будто нет терроризма»?

Это не столько политический вопрос, сколько вопрос способа достижения цели. Вам необходимо знать, насколько убийство оправдано, и также насколько большое влияние оно оказало на террористов, которых вы преследуете. Возьмите крёстного отца «Хизбаллы» и одного из главных террористов Имада Мугние, который был убит при взрыве автомобиля в Дамаске в 2008 году. В случаях, подобных этому, организация действительно оказывается ослаблена. Методы Моссада, ЦРУ и, в меньшей степени, MI6 всё больше напоминают военные. Ситуация изменилась. Вежливая, джентльменская эра Холодной войны уже в прошлом.

Mohammad-Ali_Rajai_1981

Бывший президент Ирана Мохаммед Али Раджаи после неудавшегося покушения «Моджахедов иранского народа» в 1981 году. Был убит спустя два месяца

Несколько дней назад в Ливии был захвачен Анас аль-Либи. Очевидно, что одним из поводов стало его предполагаемое участие в бомбежке американского посольства в кенийской столице, Найроби, в августе 1998. Вы принимали участие в расследовании этого дела?

Да, я работал над этим делом с парнями из ЦРУ — нам удалось установить троих причастных к этому теракту. Поэтому для меня захват этого террориста стал важным событием. Эти ребята были из поднимающего голову египетского Джихада — мы получили информацию, что они скрываются в Азербайджане и поехали туда, чтобы содействовать их задержанию в Баку.

И одновременно США пытались провести операцию в Сомали. Идея состояла в том, чтобы убить Аль-Шабааба или поймать его?

Поймать такого человека может быть очень сложно — вам нужно вытащить его наружу и не попасть в передрягу самим. Убить намного легче. Если бы они точно знали его местонахождение, то могли бы отправить беспилотник и сбросить бомбу. Но в таком случае они не могли бы получить подтверждение, что террорист уничтожен. Мне кажется, тут могла быть ситуация, как с Бен Ладеном: схватить, если возможно, и убить, если не возможно.

В 2012 году вы написали иронический список людей, которых вы хотели бы видеть мёртвыми. Какие имена вы бы добавили туда сейчас, в 2013?

Это хороший вопрос. Хм. Я уже вписал туда Касема Сулеймани (командующий иранской организации «Стражи Исламской революции»; прим. mixednews.ru), так что я не могу назвать его. Тогда, пожалуй, я назову Мохтара Бельмохтара — безумный одноглазый человек (и командующий группировкой «Катибат эль-Мулатхамун», входящей в состав организации «Аль-Каида в странах исламского Магриба»). Добавлять в свой список Аль-Шабааба я не вижу смысла — он и так уже, по всей видимости, в чьём-то списке.

А вы сами принимали участие в операциях, когда нужно было кого-то убивать?

Хм, я не могу ответить на этот вопрос.

Понимаю. Спасибо за интервью, Майкл!

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий