Противоракетный щит в Центральной Европе стал реальностью

15975036628 октября на бывшей авиабазе Девеселу на юге Румынии начались работы по размещению элементов системы американской ПРО, а именно системы «Иджис» с перехватчиками SM-3. Это значит, что реализация проекта ПРО идёт по графику. Данный шаг подтверждает факт тесного и динамично развивающегося военно-технического сотрудничества Румынии и США, и означает, что Бухарест теперь – один из главных партнёров Вашингтона по безопасности, и не только в регионе, но во всё возрастающей степени и на европейском уровне. С точки зрения России начало работ по противоракетному щиту в Центральной Европе свидетельствует о провале её политики недопущения развёртывания американских военных объектов стратегического назначения в границах бывшей советской сферы влияния. Тем не менее, маловероятно, что Москва смягчит свою позицию и станет более гибкой в отношении запланированного размещения пусковых установок противоракет в Польше.

Щит в Центральной Европе

После паузы в реализации первоначального плана ПРО, взятой в 2009 году во время президентства Джорджа У. Буша, который допускал строительство глобальной системы, способной перехватывать и уничтожать все виды баллистических ракет, администрация Обамы выдвинула новый план щита для региона. Он предусматривает приостановление (по крайней мере до 2020 года) так называемого четвёртого этапа, предполагающего развёртывание в Европе ракет, которые могли бы сбивать межконтинентальные баллистические ракеты, при реализации в то же время так называемого третьего этапа, основанного на размещении пусковых установок «Иджис» в Польше и Румынии, а также вводе в действие радиолокационной станции в Турции (в составе плана Буша предлагались также РЛС в Чехии). Идут переговоры о строительстве будущей системы ПРО НАТО, основанной на элементах американского щита в Европе. Этот план получил одобрение на чикагском саммите НАТО в 2012 году.

База Девеселу представляет собой вторую стадию проекта по созданию регионального противоракетного щита (первая включала запуск РЛС в Турции и развёртывание в восточной части Средиземного моря кораблей ВМС США с системой «Иджис»). Ввод пусковых установок противоракет (3 батареи SM-3 всего с 24 ракетами) в боевой состав ожидается к концу 2015 года. Третья стадия предусматривает размещение к концу 2018 года аналогичной системы в Польше.

Румыния – авианосец для США

База в Девеселу – один из эпизодов укрепления двустороннего сотрудничества между Румынией и США в военной сфере. Помимо сооружения щита оно включает взаимодействие в модернизации румынских вооружённых сил и в миссиях за рубежом, а также тесное сотрудничество в разведке, специальных силах и логистике. Американские войска уже использовали в 1999 году румынские базы для операций в Ираке и Афганистане, а с 2005 года 4 небольшие румынские базы были арендованы американскими военными. В соответствии с подписанным в середине октября соглашением румынский порт Констанца и авиабаза «Михаил Когэлничану» станут главными пунктами переброски войск и техники в Афганистан, и в таком качестве заменят логистический центр Манас в Кыргызстане, который США использовали ранее. Решение это ещё только должно получить одобрение НАТО, но похоже, что в свете принятого США октябре решения не использовать российскую базу материально-технического обеспечения в Ульяновске результат рассмотрения уже известен.

Тесное сотрудничество между двумя странами является производным от стратегии США по строительству форпостов своего военного присутствия в странах юго-восточной Европы вместе со значительным падением заинтересованности в Западной Европе с военной точки зрения. Усилия Америки в этой области хорошо согласуются с последовательной стратегией Румынии по выстраиванию с нею военно-политического союза – политикой, продиктованной стремлением Румынии повысить свою безопасность на фоне угроз с Ближнего Востока и из России. Эта политика сопровождается широким консенсусом, существующим в среде румынского политического класса, относительно проамериканской ориентации внешней политики страны.

Следствием стремительного развития отношений между двумя странами в военной сфере является легитимизация положения Румынии как одного из главных партнёров США, не только в Центральной Европе, но и по всему континенту. Это усиливает позиции Румынии в регионе и внутри НАТО. Однако подобное тесное сотрудничество с США может иметь и негативный результат – решимость Бухареста модернизировать свои вооружённые силы может ослабнуть. Действительно, румынское правительство может даже счесть щит наивысшим достижением своей политики в области безопасности. В совокупности с бюджетными затруднениями страны это может привести к пренебрежению Румынией повышением своих обычных боевых возможностей.

Провал российской политики безопасности

Россия всегда протестовала против развёртывания элементов ПРО внутри бывшей советской сферы влияния. Она утверждала, что программа ПРО представляет угрозу её национальной безопасности, хотя в действительности её сопротивление в значительной степени вызвано геополитическими соображениями. Россия обусловила сотрудничество с США и НАТО по системе ПРО предоставлением ей права на участие в определении того, какую форму примет система (либо через процесс совместного принятия решения, либо путём навязывания технических параметров, ограничивающих активность системы), а также международно-правовых гарантий того, что система не будет ослаблять российский ядерный потенциал. Россия также выдвинула свои собственные инициативы, среди которых так называемая секторная ПРО, в которой российская армия приняла бы на себя ответственность за защиту восточного региона НАТО.

Во время первого президентского срока Барака Обамы казалось, что США сделают России уступки в обмен на поддержку Москвы по другим вопросам, в первую очередь иранской ядерной программы (это видно по приостановлению 4-го этапа системы). Однако Вашингтон последовательно отвергал российские предложения о создании совместной системы и предоставлении Москве затребованных ею юридических гарантий. США также не отказались от своих планов по размещению элементов щита в Польше и Румынии. Работы в Девеселу начались через несколько дней после встречи Совета НАТО-Россия на уровне министров обороны (проводилась 24 октября в Брюсселе), на которой основным предметом спора были планы по развёртыванию противоракет в Центральной Европе.

До последнего времени политика России по недопущению развёртывания противоракетного щита в Центральной Европе ограничивалась дипломатической активностью и периодическими угрозами принять военные меры (главным образом путём развёртывания в Калининградской области ракет «Искандер», которые могут уничтожать противоракетные сооружения). Но после начала работ в румынском Девеселу Россия решила просто держаться своей текущей позиции – 28 октября министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что Москва открыта для «конструктивного диалога» по вопросу строительства системы. В ближайшем будущем Москва вряд ли выберет более демонстративные способы выразить своё недовольство; возможно, вместо этого она постарается заглушить любые дискуссии по поводу щита. Инициированные Россией в последние несколько месяцев военные проекты (например, ввод в эксплуатацию РЛС в Калининградской области, развёртывание российских боевых самолётов в Беларуси, поставка новых ракет С-300) являются частью взятого курса на модернизацию её вооружённых сил и не состоят в прямой связи с американской системой. Ответные меры России (вроде развёртывания «Искандеров» в Калининградской области, возможно, в Беларуси, или, что наименее вероятно, в Приднестровье) будут отложены и в конченом счёте будут зависеть от того, будут ли американские противоракетные системы развёрнуты в Польше.

Сомнительно, что Москва воспримет размещение ракетной системы SM-3 в Румынии как сигнал смягчить свою позицию (как ожидает НАТО) или продемонстрировать бо́льшую гибкость в вопросе развёртывания НАТО элементов щита в Польше, особенно в том, что касается американского военного присутствия на её границах как одной из главных угроз её безопасности. Соглашение по ограничению ядерной программы Ирана, на достижение которого появились надежды после избрания нового президента этой страны, несомненно, послужило бы аргументом против развёртывания США своих противоракетных частей в Польше.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

5 Replies to “Противоракетный щит в Центральной Европе стал реальностью

  1. Стоит добавить, что перевод осуществлён с сайта Балканс.ком которым руководит американская русофобка Элисон Эндрюс.
    Ресурс расположен в Белграде и является отрыжкой местных сербско-боснийских либерастов, находящихся на содержании пиндосии)))

  2. Склоняюсь к мысли, что эти стационарные комплексы станут неактуальны в очень короткое время, в связи с развитием робототехники и воздушного — подводного флота, эти стационарные точки будут просто игнорированы, т.к. оружие окажется у самых берегов противников.
    А реализация идей о размещении спящих подводных огневых точек в глубинах океана в нейтральных водах в непосредственной близости к потенциальному противнику и связанных между собой по спутниковой или даже кабельной связи, превратит и воздушный-подводный флот в дорогостоящие игрушки.
    Но есть и тревожная мысль, о том, что все эти ПРО и Булавы могут пустить в ход в ближайшие годы.

    1. mike!
      Для чего нагнетать ситуацию, когда всё гораздо проще. У американцев есть оружие, они его производители и его просто необходимо куда-то девать. а здесь такой случай, еще одна страна присоединяется к блоку НАТО. Естественно им это и необходимо впарить, естественно под разумным предлогом, мол «страшилка» Россия «под носом».
      Деньги то всё равно платить сербам или тем у кого это размещается.
      Как видишь всё до банального просто.

Добавить комментарий