В среду Президент России Владимир Путин побывал в Южной Корее с целью продвинуть свой излюбленный проект нового крупного торгового маршрута, связывающего Азию и Европу железной дорогой, который требует открытия Северной Кореи.
Путин надеется, что в его короткий визит войдёт подписание меморандума о взаимопонимании в отношении амбициозного проекта, предусматривающего строительство «Железного шёлкового пути», который объединил бы железнодорожные сети Южной и Северной Кореи и соединил бы их с Европой через Транссибирскую железную дорогу.
Россия предприняла первый шаг в сентябре, когда завершила 54-километровый участок дороги от её юго-восточного приграничного города Хасан до северокорейского порта Рачжин.
[blockquote_fact]Расположенный далеко на северо-востоке, где сходятся границы КНДР, России и Китая, Рачжин предлагает незамерзающий порт двум гигантским северным соседям.[/blockquote_fact]
Желание Путина состоит в том, чтобы железнодорожное сообщение было продолжено через Северную Корею, последний оставшийся рубеж холодной войны, до самого порта Пусан на юге Южной Кореи.
В сообщениях СМИ говорится, что Россия надеется на то, что Южная Корея примет 34-процентную долю в проекте, при 36 процентах у Москвы и 30 процентов – Пхеньяна.
[blockquote_fact]В качестве возможных членов консорциума, способных взять на себя южнокорейскую долю, назывались POSCO, Korail и Hyundai Maritime.[/blockquote_fact]
Российский эксперт по Северной Корее Андрей Ланков, преподающий в сеульском Университете Кунмин остаётся «очень скептичным» относительно всего проекта, ввиду непредсказуемости межкорейских котношений и борьбы международного сообщества по сдерживанию ядерных амбиций Севера.
«С торгово-экономической точки зрения идея совершенно логичная, – сказал Ланков журналистам, – Но это явно будет стоить миллиарды долларов, а какие компании будут рисковать таким количеством инвестиций при текущем климате в Северной Корее?»
«Уверен, что Северная Корея будет заинтересована, потому что как только работа начнётся, это даст Пхеньяну новый проект, чтобы манипулировать и оказывать давление на других», – добавил он.
Ланков сказал, что те же финансовые и политические риски распространяются и на планы по строительству трубопровода для поставок обеим Кореям российского природного газа.
Наблюдатели акцентируют внимание на прецеденте промышленной зоны Кэсон, управляемой совместно Северной и Южной Кореей, которую Пхеньян в одностороннем порядке закрыл в апреле, когда обострилась военная напряжённость.
[blockquote_fact]Зона вновь открылась в сентябре, но южнокорейские владельцы завода сказали, что за время пятимесячного перерыва потеряли немалую сумму денег.[/blockquote_fact]
Ожидается, что Путин обсудит железнодорожный и газовый проекты с президентом Южной Кореи Пак Кын Хе, с которой в последний раз он беседовал в сентябре на полях встречи «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге.
На фоне признаков того, что Пхеньян, несмотря на санкции ООН, на всех фронтах движется к тому, чтобы обзавестись убедительными средствами ядерного сдерживания, два лидера также будут обсуждать программу ядерного оружия КНДР.
[blockquote_fact]Россия наряду с КНР, США, Японией и двумя Кореями является участником зашедших в тупик шестисторонних переговоров о ядерной программе Северной Кореи.[/blockquote_fact]
Китай и Северная Корея требуют возобновления диалога, но Сеул и Вашингтон настаивают на том, что Пхеньян должен сначала доказать свою подлинную приверженность денуклеризации.