Сомневаясь в стабильности США некоторые арабские лидеры присматриваются к России

ShowImage.ashxОсознание того, что Америка всё неохотней играет роль регионального полицейского, пробуждает в некоторых арабских лидерах страх, что она перестала быть надёжным союзником.

Непривычное напряжение между Вашингтоном и его арабскими союзниками дало России возможность вновь обрести утерянное влияние на Ближний Восток, перехватить продажу оружия у американских конкурентов, и наслаждается необычным зрелищем – ничтожностью её давнего соперника.

Никто не ждёт, что Москва станет соперничать с США за звание главного гаранта безопасности в Персидском заливе. Также и Вашингтон не уступит своего места главного внешнего игрока в израильско-палестинских мирных переговорах, ядерной полемике Ирана или в других проблемах региона.

Однако осознание того, что Америка всё неохотней играет роль регионального полицейского, возможно потому что она менее озабочена арабскими нефтяными шоками из-за роста объёма собственного производства энергоносителей, вызывает среди некоторых арабских лидеров опасения, что она больше не является надёжным союзником.

Арабы чувствуют, что баланс мировых сил меняется, и осознание слабостей США, по мере того как они отдаляются от Ирака и Афганистана, вызывает у арабов Персидского залива желание перестраховаться.

Решительная поддержка президентом России Владимиром Путиным сирийских верхов обеспечила ему неохотное уважение, даже среди арабов Персидского залива, которые в корне не согласны с политикой Кремля.

Это означает, что у России есть шанс восстановить власть, которую она потеряла со времён пика советского влияния в 1950-х и 1960-х, когда многие из недавно ставших независимыми арабских стран обратились к социализму и Москве за иностранной поддержкой.

Упадок влияния Кремля ускорился после окончания Холодной войны два десятилетия назад, и по нынешним прогнозам, президент Владимир Путин сделает всё возможное, чтобы запустить обратный процесс.

Оружейные сделки

Насколько продвинется Путин отчасти зависит от его способности убедить союзника, сирийского президента Башара Асада, приступить к мирным переговорам с повстанцами и сдержать его обещание отдать химическое оружие.

Также успех Путина зависит от способности Барака Обамы вернуть доверие арабов Персидского залива к его политике относительно Сирии, Ирана и Египта –  стран, где по мнению Саудовской Аравии он проявляет слабость.

Бывший командующий военно-воздушными силами Кувейта Сэйбер Свидан сообщил Reuters: «Страны обсуждают с россиянами соглашения по оружию, чтобы послать Вашингтону сообщение о необходимости выравнивания его политики».

«Путин думает, что может возродить советскую империю, и если Обама не отступится от нынешней политики, то возможно президент России добьётся своей цели» добавляет Свидан.

Не все настроены столь пессимистично по отношению к стратегии США, но попытки арабских стран подстроиться под Москву рассматриваются как способ выражения недовольства Вашингтоном.

Шади Хамид из научно-исследовательского центра считает, что Россия, возможно, обретёт большее влияние в регионе, «но существуют реальные пределы того, насколько далеко может зайти Россия, а также ограничено и её могущество. Никто не может взять на себя роль гаранта безопасности, которую играли США».

По мере развития ситуации, за которым пристально наблюдает Запад, на прошлой неделе, во время визита министров обороны и иностранных дел России, поддерживаемые военными египетские власти провозгласили новую эру оборонного сотрудничества с Москвой, названную обеими сторонами исторической.

Египет и Советский Союз были близкими союзниками до 1970-х, когда Каир приблизился к Соединённым Штатам, которые выступили посредниками при подписании им мирного договора с Израилем в 1979 году.

Источник близкий к Министерству обороны России подтвердил, что министр Сергей Шойгу с командой обсуждали с египетскими коллегами продажу реактивных истребителей и систем противовоздушной обороны, однако никаких соглашений так и не было заключено.

Несмотря на более благоприятный дипломатический климат, России ещё далеко до поставок оружия, какие в регион делал Запад.

По данным Международного института стратегических исследований, в период с 2008-го по 2011-й Россия доставила на Ближний Восток и в Северную Африку оружия общей стоимостью в 8,4 миллиарда долларов, по сравнению с 3,4 миллиардами, потраченными на оружие в 2004 — 2007 годах.

Как бы то ни было, сейчас регион исследует более разнообразный круг поставщиков оружия.

Старший аналитик новостного сервиса IHS Jane’s Defense Industry Гай Андерсон сказал, что в то время как он не ожидал значительных перемен на персидских рынках оружия в среднесрочной перспективе, страны региона использовали военные расходы для разностороннего развития экономики путём создания инвестиционных товариществ с поставщиками. По его словам, «они осознают, что налаженные отношения с западными державами возможно не дадут им продвинуться дальше – развивающиеся поставщики военной техники обычно более сговорчивые».

Сами аль-Фарадж, консультирующий Совет по сотрудничеству стран Персидского залива по вопросам безопасности, сказал, что арабы Персидского залива хотели «чтобы США поняли, что это двусторонние отношения».

По словам аль-Фараджа, «резкие перемены решений и извороты Обамы заставили нас с подозрением относиться к его намерениям». Аль-Фарадж также считает, что арабам Персидского залива стоит расширить список союзников – «не обязательно отвергая или полностью исключая военную роль США, однако добавив ещё варианты».

Аль-Фарадж считает, что Индию и Китай объединяют «схожие интересы» по защите Персидского залива, также как и Турцию и Израиль.

Арабское смятение

Самые последние признаки смятения арабов замечены в Египте.

После того, как третьего июля армия свергла исламистского президента Мухаммеда Мурси, отношения Каира и США значительно ухудшились. Позже Вашингтон заявил, что он удержит некоторые поставки военной и экономической помощи в ожидании прогресса в области установления демократии.

Египетский дипломат сообщил, что Каир пытался разнообразить свой список поставщиков оружия, а также стать главной военной силой региона, и не отворачивался США. По словам дипломата, «стране нужен выбор».

Саудовская Аравия и другие арабские страны, сильные противники Мурси, были встревожены ограничением помощи Египту. Такие изменения подлили масла в огонь недовольства арабов Персидского залива отказом Вашингтона принять меры по Сирии, где Саудовская Аравия и её заклятый враг Иран ведут прокси-войну.

Арабов Персидского залива одинаково беспокоит Иран, так как они подозревают, что за счёт их собственной безопасности Обама стремится сблизиться с Исламской республикой – державой, которая по их словам вмешивается в их внутренние дела. Иран отрицает какое-либо вмешательство.

Совместно поддержанное США и Россией соглашение ООН об изъятии у Сирии химического оружия показалось критикам Обамы из региона решением слабака, принятым во избежание карательного удара США по Дамаску, который должен был последовать за химической атакой, совершённой 21-го августа.

По словам арабского источника, знакомого с военно-промышленным комплексом региона, «американцы не сделали того, что собирались. Как говорится у арабов: «человек повинуется своему языку». Если ты что-то сказал –  выполни это».

Персидские власти и аналитики говорят, что проблема арабов с Вашингтоном – это Обама и его близкие советники в Белом доме, которые, кажется, принимают их как должное, и более высоко ценят перспективы соглашения с Тегераном.

Осознание того, что некоторые представители верхушки власти США не сопереживают правительству арабов Персидского залива подрывает веру последних в Вашингтон. Будучи маленькими и состоятельными странами, иногда окружёнными враждебными, более крупными державами, правящие династии хотят быть уверенными, что в критической ситуации их союзник защитит их.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий