После заявления главы официальных сил оппозиции о готовности присоединиться в будущем к войскам режима для того, чтобы выгнать из страны связанных с Аль-Каидой экстремистов, захвативших большое количество удерживаемых повстанцами территорий, в Сирии замаячил призрак второй гражданской войны.
Командующий Свободной армии Сирии генерал Салим Идрис предупредил о том, что именно группировка ИГИШ («Исламское государство Ирака и Шама»), с тысячами иностранных боевиков в своих рядах, является «очень опасной для будущего Сирии», и с ней нужно бороться, пока она не стало ещё сильней.
[blockquote_fact]Западные службы безопасности теперь считают, что самая крупная террористическая угроза Европе и США исходит от Сирии, куда отправились сотни мусульман, желающих присоединиться к джихаду. [/blockquote_fact]МИ-5 и подразделение по борьбе с терроризмом Скотленд-ярда недавно взялись за расследования первого случая направления оттуда человека специально для осуществления терактов в Лондоне.
Высокопоставленный сотрудник одной из западных разведок подчеркнул, что вооружённые силы сирийского режима должны быть сохранены для будущих битв с исламистами, и нужно избежать ошибок, допущенных в Ираке и Ливии, где после падения Саддама Хусейна и Муаммара Каддафи армия и полиция были расформированы, что способствовало усилению террористических группировок в условиях вакуума безопасности.
Сотрудник также выразил мнение, что наряду с мирным урегулированием конфликта – унёсшего на данный момент более 117 тысяч жизней и превратившего в беженцев внутри и за пределами страны миллионы людей – переговоры между режимом и повстанцами, которые должны пройти в январе в Женеве, могли бы стать началом формирования в Сирии фронта, направленного против Аль-Каиды.
Говоря о Стамбуле, генерал Идрис, бывший офицер правительственной армии, сказал, что он и его соратники отказываются от предварительного условия о том, что Башар Асад должен отказаться от власти до того, как начнётся встреча в Женеве. Вместо этого они будут удовлетворены, если его уход произойдёт «в конце переговорного процесса», когда генерал Идрис объединит силы с остатками режима, чтобы предпринять наступление на исламистов.
[blockquote_fact]Однако оппозиция хотела бы видеть доказательства добросовестности режима, в числе которых было бы разрешение на прохождение материальной помощи в населённые пункты, оказавшиеся заложниками боевых действий.[/blockquote_fact]
Генерал Идрис посетовал на то, что его людям приходится воевать на два фронта: за последние 6 месяцев они, заявил он, бились с Аль-Каидой в 24 различных местах, выдерживая при этом постоянные удары авиации и артиллерии Асада.
То, что осталось от сил умеренной оппозиции, резко критикует западные странах за то, что они подстрекали народ к восстанию против правительства, но потом ничего не сделали, чтобы помочь. Тем временем ИГИШ и другая исламистская группировка «Джабхат ан-Нусра» нарастили численность и влияние благодаря деньгам и оружию из Катара, Саудовской Аравии и других стран Залива.
Особое разочарование было тогда, когда Запад не принял никаких военных мер, несмотря на пересечение «красной черты» Барака Обамы в результате применения химического оружия режимом в августе в пригороде Дамаска Гута. [blockquote_fact]Умеренные группы жаловались, что после этого некоторые их молодые члены перешли к джихадистам.[/blockquote_fact]
Джихадисты занимают территории в провинциях Алеппо и Идлиб. Умеренные бойцы были вынуждены бежать оттуда или были убиты. В числе погибших были и старшие офицеры САС, самым видным из которых был командир Камаль Хамами, застреленный во время поездки в Латакию – анклав общины алавитов, представителем которой является президент Асад – предпринятой им с целью попытки предотвратить религиозную чистку осадившими её суннитскими исламистами.
Теперь САС выпустила досье с основанными на разведданных графиками роста численности джихадистов. В досье говорится, что ИГИШ «стремится к полному доминированию в освобождённых районах» и содержится оценка, согласно которой в составе одной только ИГИШ имеется 5,5 тысяч иностранных боевиков, «образующих её основной костяк при выполнении чувствительных операций», а также 2 тысячи подвергшихся идеологической обработке сирийцев из северной части страны. [blockquote_fact]Кроме того, есть 15 тысяч человек, выполняющих в группе вспомогательные задачи.[/blockquote_fact]
Сеть по вербовке иностранных боевиков возглавляет Абу Ахмад аль-Ираки, который, как предполагают некоторые, воевал в Ираке. «Самыми опасными и варварскими» среди них являются 250 чеченцев, базирующихся в Алеппо, под командованием Абу Умара аль-Чечена. Как только иностранные добровольцы добираются до Сирии, на них «одевают пояс шахида, и они начинают угрожать всем, кто осмелится им перечить», говорится в докладе.
«ИГИШ практикует политику похищений в районах, в которых она развёртывает свои силы», – продолжает досье, указывая на то, что в тюрьмах группировки теперь удерживается 35 иностранных журналистов, а также 60 политических активистов и более ста представителей САС. [blockquote_fact]Для похищений она организовала места засад на дорогах, ведущих от турецкой границы.[/blockquote_fact]