Будущее американско-российской политики на Ближнем Востоке

f6a36e5797d24967048e88a70732b4ceПосле того, как Обама принял решение обойтись без военных действий в Сирии, некоторые союзники США совместно с вашингтонскими «ястребами» начали высказывать  озабоченность относительно того, что они называют «сдвигом внешней политики Соединённых Штатов». Последние  соглашения с Ираном относительно его ядерной программы вызвали огромный резонанс, и существующие разногласия обострились ещё больше.

Эти союзники, по мнению некоторых экспертов, пытаются совершить «разворот» в сторону других стран, главным образом в сторону России, в поисках защиты своих интересов. Это позволяет России, в свою очередь, усилить своё влияние на Ближнем Востоке. Такая перегруппировка, считают некоторые эксперты, приведёт к возобновлению соперничества России с Соединёнными Штатами.

Хотя большинство аналитиков разделяют мнение, что подобные обстоятельства не приведут к повторению эры Холодной войны, они считают неизбежным усугубление разногласий и соперничества между двумя странами.

Однако к подобным прогнозам стоит относиться с осторожностью. Напряжённость в отношениях между Соединёнными Штатами и Россией вряд ли можно считать новостью. Только за последние десять лет у правительств этих стран возникало несколько серьёзных поводов для разногласий — начиная от размещения американских ПРО и войны в Ираке, до истории с Эдвардом Сноуденом. Однако несмотря на всё это, сегодня на Ближнем Востоке у этих двух государств может найтись больше общих интересов, чем в какой-либо другой период нескольких последних десятилетий.

Первая волна критики по отношению к внешней политике обрушилась на Белый дом, когда Барак Обама решил поддержать российскую инициативу по решению сирийской проблемы. Он не только уступил лидирующую роль в этом вопросе российской стороне, но и показал, что мнение Ирана в этот раз тоже не будет проигнорировано. Кроме того, выжившая власть Башара Асада стала решающим фактором, склонившим чашу весов в пользу Ирана.

Но разве у президента Обамы был выбор?

Хотя Обама пришёл к власти с риторикой «прекратить, а не начинать войны», на деле оказалось всё совсем наоборот. Однако ни полномасштабные военные действия в Афганистане и Ираке, ни точечные удары по Ливии нельзя назвать успешными. Спустя более десяти лет после начала войны в Афганистане, правительство президента Карзая остаётся слишком слабым и коррумпированным, а борьба с Талибаном и терроризмом не прекращается. В Ираке ситуация с противостоянием представителей разных религиозных групп только осложняется, с 2008 года там погибло более 7000 гражданских и 950 представителей сил иракской безопасности. Ливия также раздираема радикальными исламистскими группами.  Очевидно, что вмешательство не приносит никаких положительных результатов, а только усугубляет ситуацию. Остаются только дипломатические решения. А в Сирии достижение и применение таких дипломатических решений без сотрудничества с Россией и Ираном вряд ли возможно.

Понятно, что в отношении Сирии интересы США, России и Ирана в общих чертах совпадают. Они заключаются в том, чтобы не позволить захватить власть в стране радикальным суннитским группировкам, которые получают поддержку от региональных союзников Америки. Причём относительно будущего Сирии взгляды с союзников США в Персидском заливе также не совпадают с российскими.

Достигнутое недавно соглашение по иранской ядерной программе позволяет найти дипломатическое решение ещё одной давней проблеме. Более того, оно даёт возможность возобновить, а может и наладить отношения между Ираном и Соединёнными Штатами после трёх десятилетий недоверия и подозрений.

За последние несколько лет между Россией и Ираном сложились тесные политические и экономические связи, главным образом это произошло благодаря наложенным на Иран санкциям. Однако, как считают многие эксперты, выйдя из изоляции Иран может дистанцироваться от России. Таким образом, соглашение по ядерному вопросу между Ираном и Западом в действительности совсем не в интересах России. Однако, вопреки этой логике, Россия всячески это соглашение поддерживает.

Россия и США на самом деле преследуют разные, если не противоположные цели в регионе, а значит «сдвиг» в сторону альянса очень маловероятен.

С другой стороны, протесты Нетаньяху называли чрезмерными даже внутри Израиля. К тому же за последние десятилетия Израиль стал настолько зависим от Америки, что вариант её замены другим союзником не может даже рассматриваться.

С Афганистаном тоже всё сложно —  несмотря на то, что к 2014 году американские войска будут выведены из этой страны, прошлый опыт учит Россию большой осторожности в отношении любого вмешательства. Египет — вот единственный реальный повод говорить об усилении влияния России. Египет расширяет сферу сотрудничества с Россией на протяжении 40 лет, поглядывая в сторону Соединённых Штатов с нарастающим недоверием.

Вряд ли кого-нибудь удивит, что в международной политике альянсы постоянно возникают и распадаются. Ирак был союзником Соединённых Штатов перед тем, как стать заклятым врагом.

Геополитику Ближнего Востока, несомненно, ждут перемены. Новые альянсы будут сформированы, и многое в этих преобразованиях будет зависеть от степени стабильности в регионе. Между тем, для тех, кто стоит за радикальными силами в новом порядке места может не найтись. Что касается соперничества России и США, то разногласия между этими странами, несомненно, будут возникать и в будущем, как это было всегда. Однако последние события продемонстрировали и наличие общих интересов на Ближнем Востоке, так что вряд ли стоит прогнозировать критическое ухудшение отношений между двумя странами.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий