Состояние Военно-морского флота Российской Федерации (ВМФ РФ) – который в течение первого десятилетия XXI века отпал своего повышенного статуса почти равного американскому времён холодной войны до положения устаревшей небоевой силы – некоторое время было предметом насмешек военно-морских аналитиков.
Деградация, которую вряд ли можно назвать постепенной, была успешно прекращена благодаря недавно оживлённому судостроительному бюджету, вступлению в строй ряда боевых кораблей и, что самое важное, повторному развёртыванию этого некогда гордого флота в Мировом океане.
[blockquote_note]Призыв Владимира Путина к модернизации всех вооружённых сил России нашёл особый отклик в Главном штабе ВМФ РФ.[/blockquote_note] Несмотря на то, что российская кораблестроительная инфраструктура продолжает страдать изъянами и пороками (рассматривается ниже), имеется масса доказательств того, что Россия в очередной раз запускает агрессивную программу военно-морского судостроения. Хотя сообщение «РИА Новости» о том, что в 2013 году ВМФ РФ получит 36 военный корабль, является преувеличением, так как эта цифра включает многочисленные малые суда, все стрелки устремляются вверх, когда речь заходит о военно-морской модернизации России.
[blockquote_note]Объявленная правительством сумма в размере 4 триллионов рублей ($132 млрд), выделяемых с настоящего времени и до 2020 года на новые боевые корабли и подлодки, образует примерно четверть российских закупок вооружений.[/blockquote_note] Для общей картины, это в несколько раз больше, чем прежние судостроительные бюджеты и приблизительно половина аналогичного бюджета ВМС США. На протяжении последних двух десятилетий для российской децентрализованной системы устаревших верфей не было редкостью строить корабли и субмарины главным образом на экспорт. До своего ввода в строй одинокий российский «хранитель» мог находиться на стадии строительства в течение промежутка времени, намного превышающего десять лет. Сегодня Россия позакрывала многие менее крупные судостроительные заводы и объединила оставшиеся под централизованным контролем.
Те, в свою очередь, приступили к энергичным строительным программам. В стадии строительства находятся 5 фрегатов проекта 22350 (класса «Адмирал Горшков»), а ещё три планируются к постройке до 2018 года. Аналогично, по крайней мере, один корабль в год вплоть до 2016 года будет выпускаться в рамках реализуемого в Калининграде проекта 11356 (класс «Адмирал Григорович»). В строй вступило несколько разрекламированных за свои характеристики малозаметности корветов проекта 20380 (класс «Стерегущий»), а три других находятся на стадии строительства на двух разных верфях. Общее число представителей класса планируется довести до 18. [blockquote_note]Также близится к завершению большое количество корветов поменьше и ракетных сторожевых кораблей, предназначенных главным образом для Каспийской флотилии.[/blockquote_note]
Подводные лодки, которые всегда были сильной стороной советского кораблестроения, продолжают занимать заметное место в нынешних планах России. ВМФ РФ эксплуатирует не только головного «Юрия Долгорукого», ходовые испытания на море проходят второй и третий представители нового проекта стратегических ракетоносцев 955 «Борей» – «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Ударная АПЛ «Северодвинск» проекта 885 (класс «Ясень») проходит мореходные испытания, причём до 2020 года планируется построить 8 аналогичных субмарин.
Несмотря на то, что проблемный проект дизельной подлодки 677 (класс «Лада») будет ограничен тремя единицами, Россия продолжает производить улучшенные ДПЛА проекта 636 (класс «Кило») для внутреннего потребления и на экспорт, вероятнее всего в Индию, Вьетнам и Алжир.
[blockquote_note]С покупкой Москвой у Франции двух многоцелевых 26000-тонных десантных кораблей класса «Мистраль» впервые в истории России модернизация российского военно-морского флота происходит с помощью партнёра НАТО.[/blockquote_note]
В дополнение к такому режиму производства российские конструкторские бюро и военно-морские стратеги регулярно выступают с планами и идеями по качественному улучшению военно-морской доктрины России путём разработки футуристических классов эсминцев, малозаметных подлодок, военных ледоколов и авианосных флотов.
[blockquote_note]Не менее важно и то, что российский военно-морской флот снова виден в Мировом океане.[/blockquote_note] Распад Советского Союза характеризовался практически мгновенным исчезновением российских военных кораблей. В последние 20 лет случаи развёртывания ВМФ РФ за пределами родных вод из-за их редкости считались событиями неординарными. Это уже в прошлом. Главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков теперь периодически даёт интервью, посвящённые «расширенному океанскому присутствию» российских военных кораблей. В течение октября 2013 года ВМФ РФ совершил 96 заходов в порты, что представляет собой 35-процентное увеличение по сравнению с предыдущим годом.
За 2012 год время, проведённое в пути, – возможно, лучший показатель готовности флота – возросло на 15 процентов. Российский флот проводит учения с многочисленными странами во всех океанах мира, оттачивая при этом навыки ведения боевых действий и выставляя напоказ корабли для потенциальных импортёров. Наиболее заметна его экспансия в Средиземном море и Северном Ледовитом океане.
[blockquote_note]Во времена холодной войны рутинную вахту в Средиземном море у Советов ежедневно несло по 30-50 кораблей. [/blockquote_note]Однако в 1990-2011 гг., как правило, считалось самим собой разумеющимся, что какого-либо российского военно-морского присутствия там не будет. Ситуация резко изменилась после объявления, сделанного в декабре 2012 года министром обороны Шойгу, о том, что Россия создаст на Средиземном море постоянное оперативное соединение численностью до 10 кораблей, собрав ресурсы со всех её флотов.
Время функционирования этой группы совпало с обострением международной обстановки вокруг Сирии, а недавно его состав увеличился с прибытием в прошлом месяце российского «убийцы авианосцев» «Варяг» и линейного крейсера «Пётр Великий». Адмирал Чирков подтвердил информацию о том, что в поддержку интересов России российский флот будет действовать «прежде всего вблизи побережья Сирии».
[blockquote_note]Глобальные климатические изменения наряду с новыми открытиями в Арктике нефти, газа и других полезных ископаемых, привлекли к региону внимание российского флота. [/blockquote_note]Его символические фотографии установки российского флага на океанском дне Северного полюса были ясным сигналом миру о его намерениях. Теперь, когда в последние несколько лет Северный морской путь (прилегающий к российской территории проход через Северный Ледовитый океан) стал открыт для коммерческих перевозок, флагман российского Северного флота «Пётр Великий» возглавил военно-морскую флотилию, совершившую переход по всему его маршруту. Москва также решила заново открыть брошенную военно-морскую базу на Новосибирских островах, а также, принимая во внимание ожидающееся прохождение рейсовых судов по Севморпути, создать на арктическом побережье сеть из 10 поисково-спасательных станций.
Не останется в стороне и ВМФ РФ в лице подразделений морской пехоты, сил специального назначения, авиации, армии и войск береговой обороны, в чём можно видеть лишь милитаризацию региона. Крупнейший в мире ледокольный флот пополняется тремя атомными ледоколами.
[blockquote_note]Было бы преуменьшением сказать, что указанное расширение сталкивается с детскими болезнями. [/blockquote_note]Самый бросающийся в глаза недостаток – продолжающиеся проблемы с «Булавой», твердотопливной ракетой подводного запуска, которая должна стать оружием подводных лодок класса «Борей». Без неё эти подлодки не могут выполнять свою основную задачу стратегического ядерного сдерживания. Кроме этого, из-за неготовности артиллерийской установки A190 для корветов «Стерегущий» задерживается поставка кораблей этого класса. Обычным делом остаются срывы графиков сдачи некоторых кораблей и субмарин из-за инженерных ошибок, представляющие собой примеры низкого уровня культуры производства вообще.
Как ни странно, отставные российские адмиралы считают проблему системной, критикуя централизованную организацию судостроения России под началом Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) и сравнивая её с «тачающим сапоги пирожником». Во многом проблема вызвана оттоком из отрасли квалифицированных рабочих. [blockquote_note]Коррупция, повсеместная в российской экономике, тоже, как сообщается, является частью ведения бизнеса верфями.[/blockquote_note] Причину недавнего пожара, вспыхнувшего во время ремонтных работ на атомной подводной лодке, адмирал Чирков отнёс к «плачевному состоянию судоремонтных предприятий на Дальнем Востоке». В целом, кораблестроительные заводы следует оценивать как уступающие своим западным двойникам.
Но даже при всех своих несовершенствах, российский флот представляет собой стремящуюся к господству силу, повышающую свою численность, подготовку и вездесущность. Он переживает понятные болезни роста, некоторые из которых можно считать зазорными из-за их масштабов. Принимая во внимание централизованный государственный контроль над её кораблестроительной промышленностью, маловероятно, что её производственный потенциал в этой области когда-нибудь будет отличаться гибкостью или креативностью. [blockquote_note]Тем не менее, флаг российского флота, Андреевский крест будет всё чаще появляться в гаванях и геостратегических точках мира, представляя собой зрелище, смутно напоминающее старые добрые дни холодной войны.[/blockquote_note]
А вот военные специалисты, особенно морские, оптимизма, описанного в статье не испытывают, скорее наоборот, сравнивают интенсивность ввода судов и интенсивность списания, водоизмещения, количества боеголовок, новые «Булавы» и старые «Сатаны», и как-то грустнеют.
Должно быть правильно, что грустнеют. Ведь их т.н. «грусть», это не признак плохого качества самих изделий, а именно не умение делать правильных оценок по самому оборудованию.
Их оценки, сравнить наверное можно с оценками, которые делают театральные критики. Сколько не хвалят такие критики ту или иную пьесу, фильм, а публика на него, этот фильм или пьесу, как не шла, так и не идет.
И наоборот, то, о чем такими критиками написаны отрицательные рецензии, народ, публика «валит» толпами, простаивая за билетами порой ночами.
Ах, как вы тонко критиков поддели, только область для метафор выбрана не совсем удачно.
2 боеголовки или 16, ах что же автор хотел этим сказать? А он хотел, сказать, что в одной ракете 2 боеголовки, а другой 16, он даже ничего не говорил, он просто констатировал факт.
И где и то у «нас» еще по ДВЕ боеголовки-то сохранилось? Это как первое.
И второе. А Вы сами и лица которые были «взяты под крыло опеки», что, настолько хорошо знакомы с темой, что «аж свечку при непременно поддерживаете»? Естественно при случае.
Это оборона, и кто, кому и что лопочет, еще ох каких перепроверок информации требует.
Вы вот верите в это, ну и «флаг Вам в руки». Только когда «звезданет» не описанные Вами две, а все «шЫш на дцать», что тогда будете лепетать в этом случае.
И с другой стороны. Даже если и с недоработками в серию запустили, ничего страшного не произошло, доработаю и пойдут дальше.
Вы у себя в квартире, ремонт тоже не сразу с первого захода делаете наверное?
Уважаемый Алька, я вовсе не специалист в данной тематике, бог миловал, но временами почитываю и военных советско-российских аналитиков, хотя на сон грядущий не рекомендую. Так вот эти «профаны» приводят разочаровывающие цифры, касающиеся перевооружения ВМС. Если Вас не затруднит, поищите цифры.
Ну и вдогонку, если по мне «звезданет» … все «шЫш на дцать», то «лепетать» я буду о том же, о чем и Вы: «как мы могли по России своими ракетами звездануть».
Не кипятитесь так по пустякам, нет в этом пользы.
Вы вообще проверяете, чего публикуете? Какой Варяг? Его китайцам продали!!!
http://ruskline.ru/opp/2013/06/25/kitajskij_varyag_ubijca_amerikanskih_avianoscev/
Варяг — ракетный крейсер, флагман Тихоокеанского флота.