Украинцы пристально следят за курсом своей валюты. Когда в 2008 году начался мировой финансовый кризис, сорокапроцентная девальвация гривны сокрушительно повлияла на семьи, чьи займы были в иностранной валюте.
С тех пор стабильность валюты – которая, по сути, привязана к доллару – рассматривается как прокси экономической и политической стабильности. Однако по мере ожесточения столкновений между милицией и протестующими на улицах Киева, наблюдается умеренное ослабление гривны.
[blockquote_fact]В среду валюта упала одиннадцатый день подряд, достигнув наинизшего уровня с 2009 года.[/blockquote_fact]
С начала декабря гривна упала на три процента до 8,44 по отношению к доллару, что составляет изменение до четырёх процентов за последние двенадцать месяцев. Почти половина этого падения зафиксирована за прошлую неделю.
[blockquote_fact]Усиление беспорядков также ударило по облигациям страны. [/blockquote_fact]В среду доходность по украинским облигациям подскочила после сообщения о том, что трое анти-правительственных протестующих были убиты силовыми службами Киева, став первыми погибшими в двухмесячной битве между президентом Виктором Януковичем и про-европейской оппозицией.
Доходность по долларовым облигациям, выходящим в тираж позднее в этом году, поднялась более чем на три пункта до 9,3 процентов, превысив доходность по украинским облигациям 2023 года, которая выросла более чем на половину пункта до 8,52 процентов.
Это означает, что доходность по украинским облигациям снова поползла в обратном направлении – типичный признак страха инвесторов.
По словам экономиста Barclays Capital Владимира Пантюшина, «ситуация становится всё более и более нестабильной, менее предсказуемой». В напряжённом преддверии выборов 2012 года люди шли в банк, чтобы купить доллары – за месяц было приобретено два миллиарда долларов. Экономист считает, что последующие столкновения могут стать причиной такой же спешки купить наличные деньги.
Валютный сдвиг удивил многих, так как правительство Януковича сделало приоритетом защиту привязки валюты страны к доллару. В прошлом году власти боролись за поддержание её стабильности даже ценой истощённых валютных резервов и ужесточённой денежно-кредитной политики, которые бы потребовались в случае неудачи.[blockquote_fact] Со времени заключения в декабре соглашения о пятнадцати миллиардах долларов финансовой помощи от России, у Украины появились необходимые ресурсы для погашения внешнего долга, восстановления инвалютных резервов и контроля валюты.[/blockquote_fact]
Однако со стороны иностранных инвесторов, активных на долговых рынках, но избегающих торговли валютой, заметны некоторые признаки паники. Доходность по облигациям остаётся сравнительно стабильной, и хотя во вторник выросла стоимость страхования украинского долга от дефолта, она остаётся намного ниже пиков, достигнутых в начале декабря.
Как сообщил сотрудник Bank of America Merrill Lynch Владимир Остраковский, «мы не видим никаких серьёзных рисков…до тех пор, пока Янукович остаётся у власти».
Иностранные инвесторы играют незначительную роль в торговле валютой, которой в основном занимаются местные компании и частные лица. Поэтому её недавнее падение может означать, что украинцы взволнованны настолько, что переводят свои сбережения в доллары. Можно также предположить, что центральный банк либо готов терпеть сложившуюся ситуацию, либо даже стремится обеспечить умеренное ослабление гривны.
[blockquote_fact]Аналитики уже давно согласны с тем, что валюта переоценена. [/blockquote_fact]В декабре Международный валютный фонд отметил, что обменный курс увеличил текущий дефицит бюджета Украины и сделал экспортёров менее конкурентоспособными, требуя жёсткой денежно-кредитной политики, которая ограничила рост.
Пантюшин отмечает, что принятый парламентом бюджет предполагает средний обменный курс в 8,485 к доллару, имея в виду, что гривна может продолжить падать. [blockquote]«То что я слышу от центрального банка это…обязательство не допустить резкой девальвации – это не приведёт к фиксированному обменному курсу, который наблюдался до прошлого года».[/blockquote]
Экономист Standard Bank Тим Эш отмечает, что углубление политического кризиса, если оно вызовет отток капитала, значительно усложнит задачу принятия в Украине какой-либо денежной реформы.
[blockquote_fact]Резкое падение гривны, хотя оно и поможет экспортёрам, повлечёт за собой инфляцию и сократит покупательную способность потребителей, что делает его особо острым вопросом в преддверии выборов. [/blockquote_fact]
По мнению Эша, «кризис обменного курса, наверное, станет последним гвоздём в крышке гроба администрации Януковича».