Банковский «теневой сектор» Китая застыл в напряжённом ожидании в связи с возможным дефолтом по вложениям сотен частных инвесторов на общую сумму почти 500 миллионов долларов.
Крупнейший банк Китая ICBC активно продавал своим вкладчикам паи инвестиционного фонда под названием Credit Equals Gold # 1 Trust Product, обещанная доходность по которым должна была составить 10 процентов годовых – намного больше, чем по традиционным депозитам.
Однако угледобывающая компания, для финансирования которой предназначались средства фонда, в итоге так и не получила лицензию на право добычи угля, и теперь компания, которая занималась структуризацией её долга China Credit Trust заявляет, что, возможно, не сможет погасить стоимость паёв на общую сумму 492 миллиона долларов, срок погашения которых наступает в эту пятницу.
[blockquote_fact]Спасение вкладчиков China Credit Trust – это сигнал к тому, что «теневая банковская система» второй крупнейшей экономики мира требует серьёзной зачистки.[/blockquote_fact]
Эксперты считают, что с целью предупредить рынок об опасностях спекулятивных инвестиций правительство может избрать путь дефолта. Этим оно также продемонстрирует готовность Пекина управлять огромными потоками капитала, которые угрожают финансовой стабильности.
Не исключено, что правительство может попытаться пойти на компромиссное решение, которое позволит избежать, с одной стороны, дефолта, с другой – протестов разгневанных инвесторов, а также предотвратит цепную реакцию, которая резко снизит доступность кредитов и в без того замедляющейся экономике.
[blockquote]«Некоторые представители в правительстве допускают возможность дефолта, поскольку это заставит людей более тщательно оценивать риски вложений», — говорит экономист Голдман Сакс. «Если крупные убытки одних инвесторов», — добавляет он, — заставят других перестать вкладывать средства в различные формы теневого кредитования, то теоретически это может не лучшим образом сказаться на общем состоянии кредитного рынка и, тем самым, навредить росту».[/blockquote]
[blockquote_fact]Банковский «теневой сектор» Китая – это разветвлённая сеть заимствований вне официальных источников и вне зоны досягаемости регуляторов рынка.[/blockquote_fact] Сюда относится деятельность финансовых онлайн-платформ, компаний, предоставляющих гарантии по кредитам и компаний, занимающихся микрокредитованием.
В 2012 году по оценкам агентства Moody’s оборот финансового «теневого сектора» Китая оценивался в 4,8 триллиона долларов, что в два раза превышает ВВП страны.
Имеется информация, что Государственный совет Китая в декабре выпустил инструкцию для внутреннего пользования, чтобы обуздать «теневой сектор». Агентство Fitch так прокомментировало ситуацию: «Реформы, возможно, и неплохое начало, но впереди ещё очень долгий путь».
[blockquote_fact]В 2010 году через свои филиалы в ICBC фонд China Credit Trust реализовал инвестиционные паи порядка 700 ключевым клиентам банка.[/blockquote_fact] Средства привлекались через фонд для финансирования компании Zhenfu Energy, которая должны была добывать уголь в сердце угледобывающего региона страны провинции Шанси. Однако в 2012 году владелец компании был заключён под арест, что сразу же вызвало сомнения в жизнеспособности компании.
«ICBC и China Credit Trust вырыли яму, прикрыли её сверху соломкой и велели нам прыгать в неё», — сетует один из инвесторов фонда, вложивший почти 500 тысяч долларов сбережений своей семьи. «Похоже, что наши деньги никогда не использовались для финансирования текущих операций компании. Это было мошенничество чистой воды, задуманное с целью выманить у нас денег и закрыть дыру в бюджете компании», — сообщил он агентству Франс Пресс.
В распоряжение Франс Пресс также попала копия письма, которое China Credit Trust направил инвесторам. [blockquote]В письме говорилось: «Пока всё ещё нет уверенности в том, что фонд сможет конвертировать паи в наличные средства до 31 января».[/blockquote]
Качество инвестиционных продуктов, предлагаемых китайскими фондами (их насчитывается около 65), часто сравнивают с распространёнными на западе в 80-е годы «бросовыми облигациями» — та же высокая доходность и огромные риски.
ICBC заявляет, что не несёт ответственности перед держателями паёв фонда. «Мы не брали на себя такую непосредственную ответственность», — заявил председатель правления ICBC Сцзян Сцзяньцин в интервью телеканалу CNBC.[blockquote] «Для инвесторов это должно стать уроком. В будущем, отдавая свой капитал в управление или приобретая разнообразные инвестпродукты, они должно чётко осознавать риски», — говорит Сцзяньцин.[/blockquote]
Однако у китайских инвесторов не такой уж и большой выбор способов выгодного инвестирования: доходность депозитов низкая, правительство контролирует рынок собственности, ограничения на вывод капитала препятствуют инвестированию в зарубежные активы. [blockquote_fact]Прошлый год китайский рынок акций закончил с худшими в мире показателями.[/blockquote_fact]
Есть шансы, что инвесторам всё же удастся получить часть денег обратно. В числе потенциальных спасителей называют страховую компанию и компанию по управлению активами, созданными для работы с плохими банковскими кредитами. «Мы не сдадимся, пока не получим деньги», — заявил один из инвесторов Ричард Чан, организовавший собрание инвесторов в Шанхае.
Эта ситуация опасна в первую очередь для репутации банка ICBC, одного из крупнейших в Китае. Сомнительный траст мало кого беспокоит кроме неквалифицированных инвесторов.