Усугубление враждебности и отсутствие равновесия в действиях различных политических групп и сил на Украине — это продолжение той напряжённости, которая существовала между крупнейшими игроками на политической арене после окончания холодной войны.
По этой причине кризис на Украине на самом деле представляет собой острейший международный кризис, в котором оказались переплетены интересы всех самых заметных политических игроков, включая политическую элиту Ирана.
Основной вопрос в связи с этим можно сформулировать так: «В чём заключается принципиальная причина украинского кризиса в масштабах глобальной международной политики с точки зрения Ирана?»
Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно сначала ответить на другой, более общий: «какой географический регион представляет наибольшую важность для будущего мирового политического развития?»
Логично предположить, что «центр тяжести» мира в обозримом будущем будет приходиться на Евразию, и именно в этом регионе будут возникать основные конфликты.
Внешняя политика США, её конфронтация с другими крупными мировыми державами, включая Россию, может рассматриваться как основная причина возникновения разворачивающегося на Украине в 2014 году кризиса.
Таким образом, с точки зрения Ирана, этот кризис — не что иное, как кульминация противостояния между исключительностью Соединённых Штатов и демонстративным евразийством России.
Анализируя важность этого кризиса для национальных интересов Ирана, внимание в первую очередь стоит обратить на истинную природу и цели, которые внешняя политика Ирана преследует в отношении других регионов, в частности, крупных держав. Особенное значение для Ирана имеют отношения с США, Россией, Украиной, Германией, а также с ООН, НАТО, и ШОС.
Далее, важно учесть все движущие силы, стоящие за украинским кризисом, всех основных игроков, которые влияют на развитие ситуации. Эти движущие силы включают евразийство, американизм, славянизм, этницизм, национализм в его экстремистской форме, американская стратегия «расшатывания» и проблема энергетической безопасности.
Ещё одной движущей силой можно считать вероятное при определённых условиях подписание новой версии Рапалльского договора (договор между РСФСР и Веймарской республикой от 1922 года, поводом которой послужило общее неприятие Версальского договора; прим. mixednews.ru) между Россией и Германией.
Кроме того, важно заметить, что украинский кризис 2014 года (с иранской точки зрения) играет ключевую роль в мировой политике, поскольку становится конфликтом, провоцирующим начало нового витка холодной войны. В ходе этого кризиса вполне вероятно появление новых коалиций на территории Евразии.
Что касается прогнозов, то с иранской точки зрения здесь возможно два сценария: оптимистичный и пессимистичный.
Оптимистичный сценарий предполагает разрешение кризиса дипломатическим путём при помощи двусторонних и многосторонних переговоров. Согласно пессимистичному сценарию, Украину будет затягивать в этот кризис всё глубже и глубже, пока, наконец, движение сепаратистов не примет новые формы.
На первый взгляд, кризис на Украине не имеет с Ираном ничего общего. Однако более глубокий и серьёзный анализ показывает, что с самого начала этого кризиса Иран выступал против вторжения в эту страну, точно так же как выступал и против экстремистских мер, которые там предпринимаются.
В полном соответствии с целями своей собственной внешней политики Тегеран осудил использование силы, сепаратизм и вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Исламская республика особенно подчёркивает необходимость разрешения украинского кризиса путём переговоров с участием всех вовлечённых в этот конфликт сторон, то есть призывает сделать всё возможное, чтобы избежать насилия.
Новое правительство Ирана, пришедшее к власти после выборов 2013 года, придерживается политики нейтралитета и «конструктивного взаимодействия» в своей внешней политике. В сложившихся обстоятельствах Иран не раз высказывался за разрешение региональных проблем внутренними силами, принимая во внимание интересы всех групп населения и не допуская дискриминации и двойных стандартов в какой бы то ни было форме.
С одной стороны, Иран не принимает сепаратизм и вмешательство в дела других стран, с другой — не принимает и политику двусторонних или многосторонних санкций. С точки зрения Ирана в условиях новой холодной войны решение подобных кризисов может быть найдено только при помощи дипломатических и политических механизмов.
Кризис на Украине рано или поздно закончится, как заканчиваются все конфликты. Однако стратегическая важность Евразии никуда не денется и останется одним и ещё надолго останется важнейшим приоритетом для всей мировой политики.