Создав собственные многополярные финансовые учреждения, страны БРИКС расшевелили мировое экономическое правление, но они всё ещё далеки от разрушения возглавляемой Западом послевоенной системы.
На протяжении последних семидесяти лет Международный валютный фонд и Всемирный банк были столпами мировой экономической системы, спеша на помощь нуждающимся странам и поддерживая развитие проектов.
Однако бреттон-вудские учреждения часто критикуют за их неспособность отражать увеличивающиеся и важные вклады крупнейших растущих рынков в мировую экономику.
Будучи второй по величине экономикой мира, Китай до сих пор имеет в МВФ чуть больше голосов, чем Италия, которая меньше его примерно в пять раз.
К тому же, со времён их основания в 1944, МВФ и Всемирный банк всегда возглавлялись американцами и европейцами.
По словам профессора торговой политики Корнелльского университета и бывшего эксперта МВФ Ишвара Прасада, «более широкие реформы международного правления застопорились, несмотря на то, что многие страны с продвинутой экономикой обязались обеспечить им более видную роль в международных финансовых учреждениях и на других международных форумах».
В этом контексте образование странами БРИКС банка развития и резервного фонда кажется реальной попыткой разрешить эти несправедливости.
Представитель Бразилии и десяти других стран в МВФ Пауло Ногейра считает: «Если бы существующие учреждения делали свою работу идеально, не было бы необходимости брать на себя труд по созданию нового банка и нового фонда».
Сам факт основания странами БРИКС этих двух учреждений является мощным сигналом силам Запада, где некоторые сомневаются в способности пяти держав удовлетворить свои личные потребности и амбиции.
По словам Прасада, открытие этих учреждений – «это важные действия, и когда они превратят заявления и риторику о сотрудничестве между этими странами в реальность – наступит поворотный момент».
Однако судьбу новых учреждений БРИКС омрачает большое количество неопределённых моментов, которые дают МВФ и Всемирному банку преимущества над молодыми соперниками.
(слева направо) Президент России Владимир Путин, премьер-министр Индии Нарендра Моди, президент Бразилии Дилма Руссефф, президент Китая Си Цзиньпин и президент ЮАР Джейкоб Зума на шестом саммите БРИКС в Форталеза, Бразилия. 15 июля 2014
Битвы за влияние
На сегодня пользоваться средствами нового Банка развития, располагающего пятьюдесятью миллиардами долларов, и Неприкосновенного запаса в сто миллиардов долларов смогут только страны БРИКС.
Однако доказательство значимости новых учреждений появится, когда в их двери с просьбой о деньгах постучат другие страны.
Один из служащих МВФ, пожелавший остаться неназванным, задаётся вопросом: «Пойдут ли БРИКС на финансовый риск предоставления займов другим странам? И каковы будут их условия?»
МВФ, привыкший спасать страны и получать отплату в обмен на условия жёсткой экономии, имеет опыт, «который был приобретён не в одночасье» говорит служащий.
Президент Китая Си Цзиньпин (посередине) пожимает руку президенту России Владимиру Путину (слева) и премьер-министру Индии Нарендра Моди в ходе шестого саммита БРИКС в Форталеза, Бразилия
Некоторые также опасаются, что заключая финансовые сделки учреждения БРИКС – возглавляемые Китаем – будут менее внимательно относиться к охране окружающей среды или к борьбе с коррупцией.
Осознавая свои нынешние ограничения, БРИКС отметили, что работают в тесном контакте с МВФ. Некоторые их средства будут доступны только тем странам, которые уже получают помощь Фонда.
Президент Бразилии Дилма Руссефф сказала, что открытие учреждений БРИКС не означает, что её страна прекращает работу с МВФ.
По словам Руссефф, «мы совершенно не заинтересованы в отдалении от МВФ. Напротив, мы хотим его демократизировать и сделать настолько представительским, насколько это возможно».
Дилма Руссефф (справа) приветствует президента Китая Си Цзиньпина во Дворце Планалту, Бразилия. 17 июля 2014
Неудивительно, что на новость от стран БРИКС бреттон-вудские учреждения ответили предложением сотрудничества.
Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард недавно сказала, что её сотрудники «с удовольствием» будут работать над резервным фондом с командой БРИКС.
По словам представителя Всемирного банка, столкнувшись с новыми соперниками по развитию и проходя серьёзную внутреннюю реструктуризацию, Всемирный банк положительно воспринял появление «неоценимого партнёра» в битве с бедностью.
Однако со временем это проявление дружелюбия может смениться соперничеством и битвами за влияние в коридорах базирующихся в Вашингтоне учреждений 188 стран.
По словам представителя МВФ Ногейра Батисты, «новые учреждения созданы не для противостояния кому-либо. Но они представляют собой первый шаг к многополярному миру».