Риски новой холодной войны

Взгляды Запада и России на украинский кризис не могли не разойтись рано или поздно, но трагедия крушения самолета «Малазийских авиалиний» должна примирить нас. Не только потому, что все мы сопереживаем гибели людей, но и потому, что это происшествие говорит о серьёзной опасности, в которой оказался мир. Глубокие опасения вызывает возможность того, что непреднамеренное обострение конфликта на востоке Украины перерастёт в прямое военное противостояние России и НАТО. Чтобы избежать подобного развития событий, влиятельным политикам стоит припомнить некоторые уроки истории.

20140316024-9

Обратите внимание, что недоверие между Россией и НАТО начало резко нарастать ещё до катастрофы. Войска сторон располагаются всё ближе друг к другу. Европу тревожит целый ряд «замороженных» конфликтов (например, в Приднестровье – отколовшейся области Молдовы, граничащей с Украиной), которые также грозят вывести театр противостояния между Россией и Западом за пределы Украины. Кроме того, налицо недостаточность взаимодействия и обмена информацией по поводу того, что предпринимают военные каждой стороны. Существующие антикризисные схемы (как между НАТО и Россией, так и между ЕС и Россией) не отвечают требованиям ситуации. И всегда надо помнить об огромных арсеналах ядерного оружия, находящихся в состоянии полной боевой готовности.

Нарушаются многие механизмы, которые могли быть полезными для налаживания диалога, например, работа Совета НАТО-Россия, который в нормальной обстановке собирался ежемесячно и был площадкой для обсуждения сложных вопросов.

Получается, что нынешний кризис углубляется, а возможность взаимных переговоров и согласованных действий убывает с каждым днём, а может, и уже утрачена.

Чтобы избежать случайного начала военного противостояния и стабилизировать ситуацию, мы, а также другие члены целевой рабочей группы, сформированной Европейским сообществом лидеров, Российским советом по международным делам и другими европейскими аналитическими центрами, пришли к выводу, что необходимо действовать в 3 направлениях, помимо достижения некого соглашения в самой Украине.

Во-первых, нужно проявлять военную и политическую сдержанность не только на Украине, но и за её пределами. История учит нас, что одним из сложнейших аспектов в урегулировании кризиса между ведущими державами является сохранение контроля над происходящим.

Предупреждением должен послужить недавний случай, когда российский военный самолёт подлетел на близкое расстояние к эсминцу с управляемым ракетным оружием «Дональд Кук» в Чёрном море. Политическим лидерам необходимо пересмотреть правила военного взаимодействия, чтобы обеспечить сдержанность на всех уровнях командования и устранить малейшую возможность начала реальных боевых действий. Точно также, и России, и Западу необходимо использовать всё своё влияние, чтобы не допустить обострения «замороженных» конфликтов.

Во-вторых, крайне необходимо усилить информационный обмен между военными и взаимодействие между командованием НАТО и России. Как следует из истории холодной войны, шаги, направленные на снижение опасений внезапного военного нападения одной из сторон, дают лидерам больше времени на принятие решения, что важно для разрешения кризиса. Это серьёзнейший стабилизирующий фактор.

Мы также призываем все стороны сообщать о внегарнизонной деятельности войск и позволять военным посредническим миссиям отслеживать подобные перемещения. Эти меры позволят существенно снизить взаимные опасения и подозрения.

В-третьих, необходимо поддерживать диалог между Россией и Западом. Совет НАТО-Россия был основан для связи между обеими сторонами, когда отношения были лучше. Но учитывая нынешние обстоятельства, его нужно созывать ещё чаще, а не реже, чем раньше.

Кроме того, требуется проведение серьёзной международной конференции для обсуждения важнейших вопросов на основе Заключительного акта совещания в Хельсинки 1975 года, поставившего во главу европейской системы безопасности территориальную неприкосновенность и права человека. Очевидно, что пропасть различных интерпретаций этих вопросов раскрылась между Западом и Россией.

Учитывая, что украинской экономике в конечном итоге потребуется как помощь экономик и ЕС, и России, так и интеграция с ними обеими, сторонам следует продолжать диалог по поводу возможного сотрудничества между Европейским и Евразийским экономическим союзами. Не секрет, что до подобного взаимодействия сегодня ещё далеко, однако нет причин не продолжать детальную техническую проработку этого вопроса.

Если страны НАТО и Россия не пойдут по указанному пути, развитие кризиса может приобрести неуправляемый характер, и тогда судьба наших стран может оказаться в руках случая.

Об авторах. Игорь Иванов – бывший министр иностранных дел Российский Федерации. Малькольм Рифкинд – бывший министр иностранных дел и бывший министр обороны Британии.


1 балл2 балл3 балла4 балла5 балла (5 голосов, среднее: 3,80 из 5)
Loading...Loading...

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!

x

Приглашаем к сотрудничеству всех, кто хочет попробовать свои силы в переводе. Пишите.
Система Orphus: Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus



  1. Георгий:

    В порядке размышления. «… и Россия, и Запад…», «…между Россией и Западом…». Запад — это что государство или юридическая категория? Как военный самолет — так российский, как эсминец с управляемым ракетным оружием «Дональд Кук» в Чёрном море вблизи России — так без указания национальности. Ни слова о США. Если так, тогда вместо слова «Запад» логичнее строго придерживаться названия «ЕС». А кроме НАТО есть и другие оборонительные союзы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *