Почему Канада похоронила F-35 в «чёрной дыре»

Где-то в Оттаве есть невидимая остальному миру «чёрная дыра» – потайное место, где правительство хоронит вредные проекты, которым оно дерзнуло не давать хода, но окончательно покончить с которыми не решается.

F-35A

Одним из таких проектов является истребитель F-35. Правительство Харпера боролось с ним с тех самых пор, как пришло к власти в 2006 году. По мнению экспертов, суперсложный F-35 – не то, что нужно Канаде, ведь он не удовлетворяет даже её скромным военным требованиям. Из-за однодвигательной системы самолёт опасно использовать для патрулирования внушительной территории страны. Кроме того, непомерная стоимость (45 миллиардов долларов или даже больше за 65 машин) значительно выходит за пределы допустимого с точки зрения консервативной партии, ответственно относящейся к бюджетным расходам.

Каким-то образом проекту F-35 всё же удалось удержаться в повестке дня правительства. Его так окончательно и не утвердили, хотя и не сказали твёрдое «нет». В июне правительство должно было принять по нему решение, но к чести Харпера, он снял этот вопрос, якобы для того, чтобы дать министрам больше времени на размышления.

Так F-35 вернулся в «чёрную дыру». Можно надеяться, что из этого выйдет толк. Ведь очень давно обсуждается вопрос о том, должна ли Канада покупать военные самолёты без проведения открытого тендера среди производителей.

Недавно появилась новая информация, которую также необходимо принять во внимание. Во-первых, по поводу безопасности. Накануне празднования 4 июля Пентагон объявил о запрете полётов всего флота новёхоньких F-35 из-за пожара в двигателе во время испытаний во Флориде. Было решено, что перелёт через Атлантику для дебюта в двух британских авиасалонах (Королевском международном слёте и Международном авиашоу в Фарнборо) слишком опасен, и выступления были отменены.

Критики в США по-прежнему упирают на стоимость проекта. Пентагон планирует закупить 2443 экземпляра F-35, полные затраты на которые (в том числе эксплуатационные издержки на весь срок службы самолётов) переваливают за триллион долларов.

Критики ставят вопрос о приоритетах расходования. Обеспечить бездомных жильём? Как показано в одном из отчётов, этих средств хватило бы на приобретение дома стоимостью 664 тысячи долларов для каждого бездомного. Еда для малоимущих? Будь эти деньги пущены на Национальную программу школьных обедов, все 55 миллионов учеников начальных школ были бы обеспечены сытными обедами на ближайшее десятилетие. С другой стороны, этих средств хватило бы на проведение миротворческих операций ООН в течение 46 лет при сохранении нынешнего уровня активности.

Однако, невзирая на логику и приоритеты, США ни за что не откажутся от F-35. Всё зашло слишком далеко, проект уже стоил налогоплательщикам 298 миллиардов долларов.

Больше того, для Вашингтона вопрос заключается не только в приобретении военной техники. Проект F-35 – это ещё и масштабная программа создания рабочих мест, затронувшая почти каждый уголок США, эдакая огромная кормушка. Компания-производитель Lockheed Martin привлекла поставщиков и субподрядчиков из 45 штатов, так что в продолжении программы заинтересован практически каждый сенатор и конгрессмен.

Возможно, количество рабочих мест в авиационном секторе Канады также возрастёт, если вопрос о закупках истребителей решится положительно. Это немаловажный аспект для правительства (не будем забывать о предстоящих выборах).

Однако оппоненты, в свою очередь, могут привести весомые аргументы. Эти самолёты не помогут Канаде в том, для чего они на самом деле предназначены – в воздушной поддержке сухопутных войск в зоне боевых действий. Двухмоторный самолёт лучше соответствует требованиям обороны. Да и огромная до неприличия стоимость в 45 миллиардов долларов поглотит порядочную часть бюджета страны.

Словом, F-35 – сомнительный аргумент для избирательной кампании, поэтому в «чёрной дыре» он может провести ещё немало времени.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий