Перебалансировка Монголии в сторону России и Китая

Пытаясь оздоровить свою находящуюся не в лучшем состоянии экономику, Монголия проводит перебалансировку внешней политики в сторону своих традиционных партнёров — России и Китая. Однако эксперты предостерегают Улан-Батор от рисков попасть в сети нарастающей зависимости.

0,,17871116_303,00

В стремлении преобразовать двусторонние связи во всеобъемлющее стратегическое партнёрство, президент России Владимир Путин собирается нанести визит в Монголию третьго сентября. Предполагается, что основной темой переговоров станет торговля и развитие инфраструктуры. Как и соседний Китай, Россия надеется извлечь свою выгоду, получив доступ к богатейшим запасам монгольских полезных ископаемых. В ответ Монголия, скорее всего, получит финансовую поддержку для развития своей инфраструктуры, которая в настоящий момент является важнейшим приоритетом внутренней политики.

Другие вопросы, которые будут затронуты в ходе этого визита, как считают эксперты, будут касаться развития двусторонних инвестиций, а также строительства газопровода из России в Китай через территорию Монголии.

«Визит российской делегации на высшем уровне может расцениваться как сигнал, что Россия намеревается продолжать расширять своё влияние в центрально-азиатском регионе», говорит монгольский эксперт Нейл Эшдаун.

Ключевые партнёры

За две недели до визита Путина богатую природными ресурсами Монголию с двухдневным визитом посетил его китайский коллега Си Цзиньпин, став, таким образом, первым китайским лидером, посетившим эту страну более чем за десять лет. Помимо прочего, Китай и Монголия подписали массу торговых соглашений и договорились об увеличении объёмов двусторонней торговли почти вдвое, до десяти миллиардов долларов к 2020 году. Согласно данным новостного агентства Xinhua Китай также согласился на предоставление окружённой сушей Монголии доступа к портам на севере и северо-востоке.

Монголия (страна с населением около трёх миллионов) получает из России 76 процентов потребляемого там бензина и дизельного топлива и значительную часть электроэнергии. В 2013 году объём двустороннего товарооборота превысил 1,6 миллиона долларов; Москва играет важную роль в разработке месторождений угля, серебра и урана этой страны.

В прошлом году Россия являлась третьим крупнейшим потребителем монгольского экспорта. Несмотря на это, на долю России приходилось 1,4 процента от общего объёма экспорта этой страны. 3,6 процентов монгольских экспортных товаров отправлялось в Канаду, 90 процентов предназначалось для Китая. В отношении импорта дисбаланс был не настолько явным: 27,6 процентов импорта ввозилось в Монголию из России, 37,8 процентов из Китая.

Как бы то ни было, Пекин остаётся крупнейшим экономическим партнёром Улан-Батора при обороте двусторонней торговли в шесть миллиардов долларов в прошлом году. Большую часть экспорта в Китай составляют полезные ископаемые, в основном медь и уголь.

Политика «третьего соседа«

В период холодной войны Монголия находилась в зоне советского влияния. Однако после распада СССР и прекращения поступления субсидий из Москвы в 1990 году, эта центрально-азиатская страна сменила строй на демократический с рыночной экономикой и стала проводит так называемую «политику третьего соседа», то есть расширять свои внешнеполитические связи с такими странами, как США и Япония, чтобы снизить зависимость от двух крупнейших соседних государств.

Однако после зарегистрированного в 2011 году роста ВВП 17,5 процентов, монгольская экономика продемонстрировала спад до 5,3 процентов в первой половине 2014 года. Это самый слабый рост начиная с 2010 года. Более того: объём иностранных инвестиций в первой половине 2014 года снизился на 70 процентов, курс национальной валюты неуклонно падает, а инфляция стремительно нарастает. В результате, по прогнозам аналитиков, рост ВВП в 2014 году снизится до 9,4 процентов, по сравнению с 11,5 процентами в 2013 году.

Правительство страны делает всё возможное, чтобы устранить препятствия, на которые указывают иностранные инвесторы, но теперь этого оказывается недостаточно, чтобы вернуть инвестиции в страну.

«Ресурсный национализм» (стремление к использованию природных ресурсов страны в национальных интересах; прим. mixednews) стал в последние годы острым вопросом для Монголии. В результате в 2012 году были введены ужесточения требований для иностранных компаний, желающих вести бизнес в «стратегических» секторах экономики, то есть связанных с разработкой природных ресурсов.

Перебалансировка в сторону России и Китая

Важно заметить, что политика «третьего соседа» не предполагает поиск замены России и Китаю. Она означает поиск дополнительной поддержки таких стран, как Япония, Южная Корея, Канада и Соединённые Штаты.

Однако за последние годы инвестиционный климат в стране ухудшился, что привело к негативным последствиям для монгольской экономики, лишив Монголию возможности манёвра во внешней политике.

В результате отношения с Пекином и Москвой стали для Улан-Батора в настоящее время важнее, чем когда-либо прежде. И эти две страны крайне заинтересованы в расширении сотрудничества, связанном с разработкой природных ресурсов.

Главное препятствие

Существует одно важное препятствие, мешающее углублению сотрудничества Монголии с двумя крупнейшими соседями. Основная железнодорожная магистраль ведёт с севера на юг, соединяя Россию и Китай. Есть ещё одна железная дорога, проложенная в восточной части Монголии, которая соединяется с российской железнодорожной сетью.

Между тем богатый природными ресурсами южный пояс страны остаётся практически без железнодорожного сообщения, что делает монгольский экспорт менее конкурентоспособным. Например, в настоящее время уголь перевозят в грузовиках до загрузочных станций на границе с Китаем, а это дорого и занимает много времени. Таким образом, важнейшей задачей для Монголии в настоящее время становится строительство новых железных дорог.

Экономические и геополитические преимущества

Тем временем укрепление отношений между тремя странами может выйти далеко за пределы торговли и коммерции, считают аналитики. «Монголия предоставляет России и Китаю возможность в буквальном смысле встретиться посередине», говорит Эшдаун.

Ключевым для обеих сторон вопросом может стать возникновение трёхстороннего сотрудничества вместо двухстороннего соперничества в Монголии. В ходе своего визита Си Цзиньпин поддержал предложение президента Монголии Цахиагийна Эабэгдоржа провести трёхсторонний саммит с Россией, и, как ожидается, Россия также поддержит это предложение.

«В перспективе поддержка монгольской экономики и инфраструктуры со стороны России и Китая может пойти на пользу и отношениям этих двух стран. Одним из примеров может стать строительство железной дороги, соединяющей Россию и Китай через территорию Монголии», говорит Ашдаун.

Кроме того, есть в этом сотрудничестве и другие преимущества для Монголии. Президент Китая высказывал заинтересованность относительно интеграции Монголии в такие межрегиональные союзы, как Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество и Шанхайская организация сотрудничества, что даст стране возможность развивать связи с другими странами.

Возможные риски

Однако все вышеназванные преимущества связаны с определёнными рисками для Монголии. Аналитики предостерегают, что страна может оказаться в чрезмерной зависимости от России, и особенно от Китая. В ходе своего недавнего визита Си Цзиньпин заявил журналистам, что Китай всегда будет уважать независимость, территориальную целостность своего соседа, а также его право на принятие собственных решений.

Подпись к изображению: Президент Китая Си Цзиньпин и президент Монголии Цахиагийн Эабэгдорж подписали ряд торговых соглашений и договорились удвоить объёмы двусторонней торговли до десяти миллиардов долларов к 2020 году

Но даже несмотря на это многие аналитики продолжают опасаться, что Улан-Батор окажется в сильной зависимости от Пекина, и что экспортные товары, пересекающие южную границу страны, будут оказываться почти исключительно в Китае. Некоторые эксперты полагают, что зависимость будет распространяться также и на политические вопросы.

Кроме того, некоторые аналитики высказывают опасения, что происходящая перебалансировка может негативно сказаться на отношения Монголии с третьими странами. Членство в Шанхайской организации сотрудничества, например, может, по их мнению, создать определённый имидж страны в Европе и США, где ШОС рассматривают как «клуб авторитарных государств».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Перебалансировка Монголии в сторону России и Китая”

  1. Изнурённые авторитарностью «клуба авторитарных государств» цивилизованные, то есть прошедшие школу европейского нацизма и американской расовой сегригации, страны вздохнут ветрами свободы, выпущенными их саудовскими, катарскими и турецкими партнёрами.

Добавить комментарий