Создание Нового банка развития (НБР) БРИКС, предназначенного для финансирования инфраструктурных проектов и прочих программ, направленных на поддержание устойчивого роста развивающихся экономик, – это крупнейшее достижение. На сегодняшний день развивающиеся страны утратили доверие к существующей системе с её жёсткими условиями на получение средств и неспособностью защитить от финансовых потрясений.
Международные эксперты высказывали противоречивые мнения по поводу создания банка и его значения для многостороннего блока БРИКС. Некоторые специалисты отметили, что НБР представляет собой своевременный ответ на неспособность существующих бреттон-вудских институтов должным образом отвечать на потребности развивающихся стран. Другие скептически отнеслись к возможностям НБР решить эти вопросы, указывая, что существующие между странами БРИКС противоречия могут свести на нет это начинание.
Однако несмотря на сомнения пессимистов, создание НБР – это позитивный шаг для стран БРИКС и других развивающихся стран. Пока не ясно, бросит ли банк прямой вызов мировой финансовой системе, но его создание определённо несёт ряд возможностей развивающимся странам.
Во-первых, создание НБР усилит влияние развивающихся стран при определении направления финансирования мирового развития. В этой сфере долгое время доминировали бреттон-вудские институты, Всемирный банк и МВФ. Они разрабатывали стратегии и представляли их как единственно возможные модели обеспечения экономического роста. Сила Всемирного банка заключается не столько в деньгах, сколько в огромных исследовательских и информационных возможностях, которые используются для формирования мировой программы развития. Однако глобальный финансовый кризис 2008 года показал, что бреттон-вудские институты не соответствуют политико-экономическим реалиям XXI века.
Развивающиеся страны понимают, что их воздействие на принятие решений не соответствует их растущему экономическому влиянию. Так, хотя на страны БРИКС приходится более пятой части мировой экономики, сообща они владеют всего 11 процентами голосов в МВФ. Однако западные страны отнеслись к проведению реформ с неохотой и даже воспротивились им, ведь передав большую долю голосов развивающимся странам, они частично утратят своё собственное влияние. НБР представляет собой попытку развивающихся стран создать равные условия в системе, которая не смогла идти в ногу с их экономическим ростом.
Во-вторых, НБР может восполнить существующий в финансировании инфраструктуры недостаток средств. Мировой кризис 2008 года ударил по возможностям западных институтов. Кредитование Всемирного банка сократилось наполовину, частное кредитование инфраструктурных проектов упало до одной трети докризисного уровня. И это в то время, когда многие развивающиеся страны нуждаются в финансировании инфраструктурных проектов, чтобы решить проблемы, вызванные ростом населения, быстрой урбанизацией и экологическими трудностями. Затраты на инфраструктуру в развивающихся странах к 2020 году должны возрасти с сегодняшних 0,8-0,9 триллиона долларов в год до примерно 1,8-2,3 триллиона.
Инвестиции в инфраструктуру необходимы для улучшения экономических условий в развивающихся странах. При грамотном расходе средств строительство автомобильных или железных дорог увеличит объёмы производства и число рабочих мест, а также простимулирует дальнейший рост. Улучшение условий транспортировки помогает фермерам доставлять свою продукцию в города, промышленникам – вывозить товары за границу. Страны с более низкими транспортными издержками, как правило, сильнее открыты для внешней торговли и, таким образом, показывают больший рост. Улучшение санитарной обстановки также усиливает производительность труда.
Начальный подписной капитал НБР составит 50 миллиардов долларов, однако со временем банк может стать альтернативным источником для финансирования важных проектов развития. Он может катализировать частные инвестиции, тем самым преодолевая многие недостатки существующей системы.
И наконец, хотя НБР пока не представляет прямого вызова своим бреттон-вудским аналогам, его создание породит конкуренцию среди мировых финансовых институтов. В части представления интересов, сотрудничества и борьбы с кризисом создание региональных валютных фондов может оказаться более эффективным, чем существующая система.