Капитуляция Украины никого не устраивает

Компромисс, на который пошёл украинский президент Пётр Порошенко, чтобы прекратить кровопролитие в своей стране, обрёл конкретные формы, и этот компромисс может стоить ему политического будущего. Его электорат, который всё больше охватывают националистические настроения, считает поведение Порошенко почти предательством.

Crisis in Ukraine

Парламент Украины принял закон об особом статусе восточных регионов страны, удерживаемых пророссийскими ополченцами. Одновременно с этим было ратифицировано соглашение об ассоциации и свободной торговле с Евросоюзом, в соответствии с которым отмена таможенных пошлин на европейские товары произойдёт только в конце 2015 года. Эти уступки (местами больше, местами меньше) — именно то, чего российский президент Владимир Путин добивался от неудачливого предшественника Порошенко Виктора Януковича. И на эти уступки Порошенко пошёл после того, как была заплачена чудовищная цена — тысячи человеческих жизней, потерянное доверие и разорванные отношение между двумя народами.

Обретение восточными регионами особого статуса означает, что украинское правительство больше не будет называть ополченцев «террористами», как это было до сих пор. В документе эти люди именуются «участниками событий на территориях Донецкого и Луганского областей». Им предлагается широкая амнистия, и украинским организациям запрещается дискриминация этих людей на основании участия в боевых действиях.

Регионы, удерживаемые ополченцами, получают возможность полного самоуправления сроком на три года после выборов, назначенных на 9 ноября. У них будут собственные правоохранительные органы, исполнительная и судебная власть. Местное самоуправление получит возможность сотрудничать с российскими властями «чтобы углублять добрососедские отношения», вести делопроизводство на русском языке, в то время как вся остальная часть страны использует для этих целей только украинский.  Министерства в Киеве смогут осуществлять управление, только если местные власти соблаговолят им это позволить, в то время как украинский бюджет должен будет выделить средства на восстановление разрушений и на развитие полусамостоятельных регионов.

Вот что означает подпись украинского президента в документе по созданию региона замороженного конфликта. Для России такой буфер — самый лучший выход: это не непризнанный регион с непонятным статусом, а официально признанный анклав внутри Украины. Киев несёт за него ответственность, но обладает минимальным влиянием на него.

Для украинцев этот закон — горькая пилюля, которую придётся проглотить.

«Я бы ни за что не проголосовал за этот закон», написал в своём Фейсбуке украинский журналист афганского происхождения Мустафа Найем, баллотирующийся на парламентских выборах в составе пропрезидентского «Блока Петра Порошенко». «Я не вижу никакой ценности в компромиссах, которые могут привести к очередному расколу сил в Киеве, взаимным обвинениям в предательстве и показному соревнованию в патриотизме», добавил он.

По киевским стандартам это довольно мягкая реакция:

«Порошенко сдает Путину ровно столько украинских интересов, чтобы самому не быть битым своими же гражданами на Майдане», пишет в своём Фейсбуке другой украинский журналист Дмитро Гнап, известный своими расследованиями о коррупции при президенте Януковиче.

Он обвиняет Порошенко в попытках спасти собственную власть любой ценой, чтобы управлять страной с теми же самыми коррумпированными чиновниками, которые обогатились при его предшественнике.

В блок Порошенко действительно входят достаточно одиозные фигуры, уличённые в коррупции при прежней власти. Кроме того, сын Порошенко Алексей претендует на место в парламенте, выдвигаясь от партии своего отца. То есть при нынешней власти кумовство продолжает процветать так же, как и при Януковиче.

Что касается идеалистов, которые вошли в состав правительства после свержения Януковича, то эти люди постепенно теряют прежнюю веру и уходят. На прошлой неделе заместитель министра иностранных дел Данило Лубкивский подал в отставку, после того, как узнал, что Киев решил отложить исполнение торгового соглашения с ЕС.

Он написал, что эта отсрочка служит «ложным сигналом для всех: для агрессора, союзников и, что важнее всего, для граждан Украины».

Торговое соглашение, которое Янукович отказался подписать в прошлом году (что стало поводом для протестов и, в итоге, привело к его свержению) теперь будет действовать как ряд односторонних уступок ЕС для поддержки украинской экономики. Украинские компании смогут экспортировать свои товары в Европу беспошлинно в рамках определённых квот, но европейские товары будут поставляться на Украину на тех же условиях, что и раньше. Это делается для того, чтобы угодить России, которая заявляет, что может потерять от транзита импорта около трёх миллиардов долларов в год.

Более трёх тысяч человек погибли; изоляция России усиливается; Украине грозит 10-процентное снижение выпуска продукции в этом году. И уступки Порошенко — это очередной удар по обнищавшей стране. Это Пиррова победа для Путина, она никому не принесёт счастья. И даже выполнение достигнутого компромисса находится под вопросом: всё будет зависеть от парламентских выборов 26 октября, где блок Порошенко может не набрать комфортного для него большинства, если люди поддержат популистов и командиров, воевавших на востоке страны.

Если Украина после этого вернётся к внутренним политическим распрям и пересмотру непрозрачных дел прошлого, то может отбить охоту помогать себе даже у таких друзей, как США и ЕС.

Автор: Леонид Бершидский — журналист, политический аналитик, обозреватель агентства Bloomberg.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Капитуляция Украины никого не устраивает”

  1. «Это Пиррова победа для Путина, она никому не принесёт счастья. » — да причем тут Путин-то опять?
    Ё-моё… Порошок подписал, а виноват Путин! Ну и ну…

Добавить комментарий