Издатель крупнейшей газеты США экспериментирует с очками виртуальной реальности Facebook для передачи новостей в трехмерном пространстве с эффектом присутствия. Эксперты предостерегают: эта технология может привести к возникновению «виртуальной пропаганды», способной легко дезинформировать зрителей.
Медиа-холдинг Gannett Company, которому принадлежат многие газеты, включая USA Today, выпустил экспериментальную презентацию с использованием виртуальных очков «Oculus Rift» – репортаж о ферме в штате Айова. Зрители получили возможность с помощью этих устройств «принять участие» в таких сельскохозяйственных операциях как, например, уход за скотом или ремонт трактора.
«Вот таким способам нам, журналистам придется общаться с поколением Minecraft», сказал вице-президент компании Митч Гелман, имея в виду популярную компьютерную игру, предоставляющую участникам возможность творческого вмешательства в окружающее пространство. Он добавил, что эксперимент направлен на подростков и молодежь, которые, как правило, не подхватывают с нетерпением утреннюю газету с крыльца и не сидят перед экраном, ловя каждое слово телеведущего Брайана Уильямса.
Наблюдая, как ведущие СМИ регулярно без единого вопроса подхватывают лживую правительственную информацию, легко предположить, что новости в виртуальном пространстве вполне могут превратиться в средство дезинформации публики о мировых событиях.
«Представьте, например, если бы правительство попыталось убедить мировую общественность в том, что в Фергюсоне все в порядке (речь идет о волнениях в городке Фергюсон, штат Миссисипи, связанных с убийством полицейскими чернокожего юноши)», сказал главный инженер исследовательской лаборатории Анненберг университета Южной Каролины Джеффри Лонг. Технологии несомненно помогли бы Си-Эн-Эн, которая первоначально опровергала сообщения о применении слезоточивого газа в Фергюсоне в прошлом месяце. Полиция заявила тележурналистам, что это был дым, а не газ, и Си-Эн-Эн выдала полицейскую версию в эфир без проверки. На самом же деле городок был забросан канистрами со слезоточивым газом, «адресованными» не только протестующим, но и сотрудникам СМИ, освещавшим события. Эксперт считает, что почва для тревоги по поводу «виртуальной пропаганды» безусловно существует.
Применение виртуальной реальности в журналистике предоставило бы официальным СМИ расширенные возможности контроля информации путем выбора тех деталей и той точки зрения, с которой зрители должны согласиться.
«Контроль общественного мнения для свободных демократических стран гораздо более важен, чем для тоталитарных и военных режимов», считает политический комментатор Ноам Хомски. «Логика проста: тоталитарный режим может контролировать внутреннюю оппозицию с помощью силы, а вот демократическому правительству, лишенному такого инструмента, необходимы другие средства, способные предотвратить вмешательство невежественных масс политику, которая не их ума дело… публика должна быть наблюдателем, а не участником событий, просто потреблять идеологию наряду с остальными продуктами».