Что означает новая позиция Москвы по правовому статусу Каспийского моря?

Согласно многочисленным сообщениям, опубликованным в последнее время в разных источниках по поводу открывающегося в Астрахани 4-го Каспийского Саммита, чиновник Министерства иностранных дел России Игорь Братчиков заявил репортерам 22 сентября в Кремле о том, что Россия «поддерживает условия советско-иранского соглашения 1921 года». В соответствии с Соглашением Каспий рассматривается как озеро и делится на два сектора.

Caspian_Flotilla_Parade

Позиция России в отношении правового режима Каспийского моря состоит в разделении площади морского дня на основе модифицированной медианной линии (ММЛ) и сохранении права на воды Каспия за всеми прибрежными странами. В соответствии с ММЛ, Россия и Азербайджан получают по двадцать процентов морского дна, Казахстан – тридцать процентов, Туркменистан – чуть менее семнадцати процентов и Иран – почти тринадцать процентов. России удалось убедить Азербайджан и Казахстан, и между ними уже подписано соглашение на основе российского предложения о разграничении морского дна северной части Каспийского моря между этими тремя странами.

Иран, при неустойчивой поддержке Туркменистана, не согласился с российской формулой и даже заявил о том, что считает соглашение России с Азербайджаном и Казахстаном о разделе морского дна юридически недействительным. Позиция Ирана сводится к разделению Каспия на основе равенства (около двадцати процентов для каждой из пяти прибрежных стран), причем эти секторы должны, с точки зрения Ирана, включать в равной степени территорию морского дна и акваторию Каспия.

Нет никаких сомнений, что вплоть до определения нового правового режима Каспийского моря, старый ражим, основанный на соглашениях 1921 и 1940 гг. между Россией и Ираном, является действительным. Однако, правительство Ирана еще в 1979 году объявило статьи 5 и 6 Соглашения 1921 года утратившими законную силу. Иранская сторона обосновывала свое решение тем, что поскольку указанные статьи касались тех русских, кто бежал из России после Октябрьской Революции в Иран, позднее они утратили свою актуальность. Эти статьи давали правительству Советской России  определенные права на интервенцию в Иран в случае, если иранские власти не смогут предотвратить угрозу, исходящую в отношении России от определенных источников (имелись в виду российские контрреволюционные силы, которых называли белыми) на территории Ирана. Правительство России так никогда и не подтвердило официально позицию Ирана по поводу аннулирования этих статей Соглашения 1921 года.

На основе Договора о дружбе между Ираном и СССР 1921 года, были восстановлены права Ирана на навигацию в Каспийском море, которых страна была лишена в соответствии с Туркманчайским договором между Персией и Российской империей 1828 года. Статьей 11 Соглашения 1921 года  предусмотрено, что обе стороны обладают равными правами навигации во всех частях Каспийского моря и не существует никаких ограничений в отношении судов под национальными флагами обеих стран.

Текст этой статьи совершенно ясен: «Принимая во внимание факт, что в соответствии с принципами, перечисленными в статье 8 настоящего договора, Туркманчайский договор от 10 февраля 1828 года, статья 8 которого лишала Иран права навигации в Каспийском море, является аннулированным, Высокие договаривающиеся Стороны признают, что в результате подписания настоящего договора обе страны получают равные права свободной навигации под национальными флагами в водах Каспийского моря».

caspian-sea-countries

Страны Каспийского моря: Азербайджан, Казахстан, Иран, Россия и Туркменистан.

На основе вышеупомянутой цитаты из заявления о новой позиции России, специалист по международному морскому праву Bahman Aghai Diba делает следующие выводы:

1. Каспийское море является с географической точки зрения озером и его статус в качестве озера не может основываться на каком-либо соглашении, включая договор от 1921 года.

2. Соглашение от 1921 года не делит Каспийское море на две части. Оно устанавливает свободную навигацию по всей акватории для Ирана и России как единственных на тот момент прибрежных стран. Позже, в 1940 году на основе этого соглашения было подписано новое, включающее пакет приложений, которым Каспий объявлен морем Ирана и России.

3. Требование Росси о разделении Каспия на две части на указанных условиях означает его разделение на Северное Каспийское море и Южное Каспийское море (ничего подобного в соглашении 1921 года не было). Северное Каспийское море должно принадлежать России, Казахстану и частично Азербайджану (у которого нет проблем по поводу применения российского предложения о ММЛ) и Южное Каспийское море должно принадлежать Ирану, Туркменистану и частично Азербайджанской Республике, которая может продолжать оспаривать позиции обеих сторон по вопросам установления границ в акватории Каспия.

4. По всей видимости, новая позиция России не окажет какого-либо влияния на соглашение между вышеуказанными странами по поводу ММЛ.

5. Особый акцент Россия делает на чрезвычайно важных для нее частях соглашения 1921 года, ограничивающих право навигации в Каспийском море только двумя странами (разумеется, в настоящее время пятью). Это означает введение ограничений на навигацию в акватории Каспия для всех остальных (не имеющих прибрежной территории) стран. В обстановке современного обострения напряженности между Россией и западными странами это волне объяснимо. На самом деле, именно на этом вопросе Россия намерена сосредоточиться самым серьезным образом во время ближайшего саммита и после его окончания.

6. Упоминание о соглашении 1921 года без обозначения различий относительно частей договора, объявленных Ираном в одностороннем порядке юридически недействительными, означает особое послание для Ирана.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий