Кампания «Покупай российское» – наш ответ на эмбарго

Всего через год после открытия популярному московскому ресторану «Парк Горького» пришлось радикально сменить имидж, сообщается в репортаже радиостанции Би-Би-Си.

_78304845_russtav

Деликатесные свежие моллюски для гурманов – одна из многих вещей, которые исчезли в России с тех пор, как президент Владимир Путин запретил ввоз свежих продуктов из тех стран, которые обвиняют его в украинском кризисе.

«Нам приходится объяснять гостям, что вместо устриц теперь будут российское мясо и рыба», пожимает плечами Илья Сохнин, показывая новое, более прозаическое меню своего ресторана. «Мы изменили название бара с «Oyster Bar» на «No Oyster Bar», чтобы внести немного юмора, однако, разумеется, санкции на нас повлияли. Мы были вынуждены изменить концепцию ресторана в целом».

Запрет на импорт стал чем-то вроде мести России в ответ на введение экономических санкций Запада. Оказывая давление на ключевые секторы российской экономики, США и Евросоюз надеялись вынудить президента Путина прекратить поддержку повстанческих движений на востоке Украины. Вместо этого он наложил дополнительные санкции на саму Россию.

Целью запрета было нанести ущерб европейским производителям продуктов питания, для которых Россия представляет крупный рынок сбыта, однако он ударил и по растущему российскому среднему классу.

Некоторые деликатесные продукты, к которым многие россияне стали привыкать  — «Хамон Серрано», итальянский пармезан – исчезли с прилавков. Популярная в Евразии сеть суши-баров утверждает, что повышение цен на рыбу стало причиной закрытия 15 заведений в Москве. Даже в Мурманске хозяин одного из перерабатывающих предприятий угрожал подать судебный иск против правительства после введения запрета на продажу норвежской рыбы, которую он перерабатывал.

Терпеливые потребители

Однако, массового проявления недовольства не наблюдается. На самом деле, согласно опубликованным на этой неделе результатам опроса, россияне считают, что санкции могут способствовать развитию экономики; две пятых респондентов заявили Левада-центру, что они согласны с введением даже более жесткого запрета на ввоз зарубежной продукции, если это необходимо. Частично это объясняется тем, что полки супермаркетов не опустели – изменения коснулись только их ассортимента.

В одном из центральных магазинов Москвы молочный отдел на этой неделе был заполнен товарами с наклейками Edam, Gouda и Ricotta, однако при более пристальном изучении большинство из них оказались сделанными здесь же, в России. Что касается товаров, которые она не может производить, России до сих пор удавалось импортировать их из стран, не входящих в зону санкций. Изменения оказали давление на цены, но не на правительство.

«Люди ведут себя спокойно, поскольку они терпели гораздо худшее в течение семидесяти лет» — так один из покупателей по имени Владимир объяснил стоицизм россиян, вспоминая советскую эпоху, для которой был характерен дефицит и длинные очереди за продуктами. «Они готовы и дальше мириться с ростом цен и прочими неудобствами».

Эта терпимость вызвана также массированной пропагандой, распространяемой ежедневно в миллионах квартир государственным телевидением: политики настаивают, что ответные санкции представляют собой огромные возможности для замещения импортной продукции товарами местных производителей.

Покупая российское

Ничего удивительного, что ежегодная сельскохозяйственная ярмарка отличалась в этом году особым патриотическим ажиотажем. Посетителей главного павильона приветствовали женщины в венках из пластиковых цветов, поющие о любимой русской сторонушке на фоне ощипанных тушек цыплят, падающих на конвейерную ленту на видеоэкране.

Одна из продавщиц настойчиво предлагала прохожим подносы с  лосиным мясом: вероятно, в качестве отечественной альтернативы итальянской сыровяленой ветчине прошутто. Стенд с местной вечиной был облеплен наклейками, запрещающими западную продукцию. «Наш ответ на санкции», гордо провозглашали они. В то же время, говоря о санкциях, местные производители признавали, что «российские продукты для России» — это лозунг, который легче выдвинуть, чем осуществить на деле.

«Поголовье коров мясных пород в 1991 году достигало 4 миллионов, а сейчас их всего полтора миллиона», заявил скотовод российского происхождения Матару Сингх. Объем производства мясной продукции невозможно нарастить за одну ночь, как бы сильно этого ни хотели политики. «Это ведь животные, а не машины», добавил он. «Для этого нужно время». Кроме того, резкое увеличение выпуска отечественной продукции требует крупных инвестиций.

Сыр и есть сыр

«Никто из нас не собирается планировать бизнес, основываясь на санкциях», объясняет председатель Молочного Союза России Андрей Даниленко, подчеркивая, что никому не известно, как долго продлится режим санкций и ответных мер по запрету импорта. «Таким образом, главный вопрос, стоящий перед правительством: что вы намерены предпринять, на какие меры поддержки отечественных производителей вы готовы для увеличения выпуска продукции?»

Даниленко демонстрирует длинный список претензий, включающий высокие банковские проценты по кредитам, различные законодательные ограничения, в качестве свидетельства несоответствия действий правительства его же обещаниям. «Есть производители, которые не получали субсидий в течение двух лет и более. Сегодня производители верят только одному – деньгам на банковском счете», предупреждает он.

Тем не менее, судя по толпе на сельскохозяйственной ярмарке, желание покупать отечественную продукцию у россиян явно имеется. «Сыр и есть сыр. Я не вижу никакой разницы», смеется одна из посетительниц, пробуя белый глянцевый шарик моцареллы, сделанной в Москве.

«Ничуть не хуже итальянского сыра», соглашается другая покупательница по имени Анна. «Я думаю, Россия наверняка в состоянии заменить импортную продукцию. Это огромная и мощная страна. Я думаю, мы справимся», настаивает она. Без сомнения, это результат массированной пропаганды, которой россиян кормят каждый день, полагают репортеры Би-Би-Си. В этой обстановке большинство, похоже, готово смириться с  вынужденными изменениями в своей диете во имя национальной идеи.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Кампания «Покупай российское» – наш ответ на эмбарго”

Добавить комментарий