Арабская весна берёт курс на Ташкент

Хотя казахам очень не по нраву это слышать, Узбекистан занимает ключевое положение в Центральной Азии, и то, что будет с этой страной, окажет огромное влияние на региональную безопасность и стабильность бескрайних просторов между Каспийским морем и западными границами Китая – возможно даже и на Синьцзян. Однако среди индийских исследователей и аналитических центров слабо осознаётся то обстоятельство что Узбекистан – это самый настоящий вулкан, готовый к извержению. Правда, это в высшей степени закрытая страна, которая очень нехотя выдаёт свои тайны посторонним.

180407417

Однако из обрывков и отрывков происходящего в Узбекистане на протяжении последнего года можно было услышать рокот чего-то зловещего. Три недели назад в Ташкенте было официально объявлено, что дочь президента-диктатора Ислама Каримова Гульнара (чья кандидатура широко обсуждается на Западе в качестве потенциального преемника своего отца), помещена под домашний арест.

Теперь, когда диктатор не может спасти свою дочь от взятия под стражу и преследования, становится ясно, что он больше не контролирует рычаги власти. По сути, в Ташкенте началась ожесточённая схватка за власть. По имеющимся тревожным сообщениям, узбекский вулкан может проснуться в любой день.

По сути, эпоха Каримова заканчивается, и начинается грязная борьба за власть, активное участие в которой принимают службы безопасности и знаменитые «кланы» (группировки и  перегруппировки которых составляют алхимию политики во всех среднеазиатских обществах).

Каримов принадлежал самаркандскому клану, но умел держать равновесие. Сейчас, когда заканчиваются его дни, неясно, какой клан на подъёме, но самыми главными являются джизакский, ташкентский и ферганский кланы.

Межклановая борьба может превратить страну в сущую змеиную яму. Равным образом печально известна узбекская служба безопасности (преемница КГБ советской эпохи), и, похоже, что она перешла в наступление с целью захвата власти. Согласно бывшему британскому послу в Ташкенте (информация от которого относится примерно к тому же периоду времени, когда я служил там в девяностые) диссидентов обычно опускали в чаны с кипящей водой, а женщин – насиловали ножницами и металлическими предметами.

Ферганская долина Узбекистана всегда была рассадником исламизма. Так в последнее время и возник вопрос о том, насколько реальна для центрально-азиатского региона угроза, которую представляет собой резкое усиление Исламского государства на Ближнем Востоке. При этом также невозможно сбрасывать со счетов, что исламистская угроза Центральной Азии часто преувеличивается внешними по отношению к региону державами с тем, чтобы держать в узде диктаторов.

Разумеется, сами региональные диктаторы лично заинтересованы в том, чтобы изображать себя бастионами на пути приливной волны исламистского экстремизма, и по этой причине участвуют в войне Запада с терроризмом.

Иосиф Сталин знал, что контроль над Узбекистаном имеет принципиальное значение для поддержания спокойствия в Средней Азии. Его катастрофическое решение национального вопроса в Средней Азии в 20-х годах XX века выразилось в том, что узбекские общины оказались меньшинствами во всех 4-х соседствующих с Узбекистаном «станах». (Узбекское население есть также в районе Амударьи в Афганистане.)

Далее, идёт большая игра с участием России, Китая и США. Для больших держав Узбекистан может стать ценным призом не только в силу своего географического положения, но и богатых сырьевых запасов. На данный момент в культивировании расположения Каримова к себе Китай преуспел больше, чем Россия и США. Соответственно, в выигрыше оказались китайские деловые интересы. Каримову чрезвычайно удобно, что Пекин никогда не читает нотаций о демократии, правах человека и т.п., и занят развитием торговли и инвестиций.

Если Узбекистан опустится в анархию, то утянет с собой весь регион. Ставки для России и Китая настолько высоки, что на определённом этапе с их стороны может потребоваться своего рода интервенция по стабилизации положения в Узбекистане – совместная, под эгидой Шанхайской Организации Сотрудничества, или одной только России. Россия по-прежнему располагает огромным закулисным влиянием в Ташкенте, особенно по линии спецслужб.

Но у американцев на руках козырь – «цветная революция». Теперь, когда стало ясно, что дни диктатора кончились, Узбекистан фактически созрел для цветной революции.

С открытием в Афганистане американских военных баз, в регионе будет очень сильное присутствие американской разведки. США работали с узбекскими диссидентами. Короче, «инфраструктура» для организации цветной революции в наличии. В том, что будет иметь место целенаправленная попытка США парализовать любой пророссийский дрейф со стороны Узбекистана, сомневаться не приходится.

С другой стороны, для России дружественный режим в Ташкенте может постараться привести Узбекистан обратно в ряды Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и, если опять повезёт, Ташкент может даже подать заявку на вступление в формирующийся Евразийский экономический союз, представляющий собой главный инструмент Москвы по региональной интеграции на «постсоветском» пространстве.

Казахстан уже является членом ЕАЭС, Кыргызстан – собирается вступить, Таджикистан пока раздумывает, но если Узбекистан отбросит отчуждённость каримовской эпохи и вместо этого обратится с заявкой на членство в ОДКБ и ЕАЭС, то это коренным образом изменит геополитическую ситуацию в Евразии в пользу Москвы, и Москва заблокирует для США и НАТО возможность распространить влияние на задний двор России.

И именно по этой причине от США в ближайшем будущем можно ожидать попытки повлиять на ход событий в Узбекистане. В идеале, США хотелось бы представить НАТО в качестве гаранта стабильности в Центральной Азии, и поэтому плацдарм в Узбекистане становится в высшей степени желанным.

М. К. Бадракумар

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий