ВМФ США неторопливо готовит первый стелс-эсминец класса DDG-1000 Zumwalt водоизмещением 15,5 тысяч тонн к выходу в море, намеченному на следующий год. Однако многие из применённых на этих новых кораблях технологий вызывают вопросы. Первый и самый важный из них – а сможет ли эсминец вообще удержаться на плаву?
Это самый огромный американский надводный боевой корабль с 1950-х годов. Ранее на современных военных судах ещё ни разу не использовалась подобная конструкция корпуса, известная как «завал борта». Эсминец оснащён новейшими силовой установкой и артиллерийской системой. Корабль высоко автоматизирован – численность команды составляет всего 142 человека, в то время как на более старых судах – около 300. Несмотря на свои внушительные размеры, малозаметный эсминец выглядит на вражеских средствах обнаружения чем-то не крупнее рыбацкой лодки.
600-футовый корабль оснащён 80 ракетами, двумя массивными 155-мм артиллерийскими установками, которые смогут поражать цели управляемыми снарядами на расстоянии 80 миль, а также парой 30-мм артиллерийских установок для самообороны. Теоретически эсминец способен сразится с любым противником, находящимся в воздухе, на воде, под водой и на суше. В будущем корабль может быть приспособлен для установки футуристических лазеров и электромагнитных рельсовых пушек. Кроме того, DDG-1000 может нести 2 вертолёта или 1 вертолёт и 3 беспилотника.
Надо отметить, что всё это обходится недёшево – цена каждого из первых двух кораблей составляет 4,2 миллиарда долларов, третьего – 3,5 миллиарда. DDG-1000 настолько дорог (и это при том, что имеются многочисленные сомнения по поводу использованных технологий), что ВМФ строит всего 3 корабля, предпочитая приобретать модернизированные эсминцы более старого класса Arleigh Burke.
Возможной ахиллесовой пятой является причудливый выполненный по стелс-технологии корпус корабля, его самое большое новшество. Внешне он выглядит перевёрнутым вверх дном. В отличие от обычного корабля, носовая оконечность DDG-1000 имеет обратный угол наклона. Остальная часть корпуса широкая по ватерлинии, борта наклонены внутрь. По виду спереди корабль напоминает скорее колокол в отличие от традиционной V- или U-образной формы. Не стихают сомнения в остойчивости подобной конструкции при волнении на море. Фактически, высказываются опасения в том, что при ударе большой волны подобный корабль может опрокинуться.
Возможно, причины для беспокойства и правда имеются. В работе, представленной на Международной конференции 2007 года, посвящённой остойчивости судов, было показано, что конструкция с заваленными внутрь бортами опрокидывается легче, особенно при волнах сзади.
Однако, по словам одного владеющего информацией конструктора, с 2007 года было проделано немало работы. Кроме того, приведённые на конференции результаты исследования справедливы для судна водоизмещением 9690 тонн. Как пояснил этот специалист, мореходные характеристики повышаются с ростом водоизмещения, так что раз Zumwalt гораздо крупнее, то и результаты будут лучше.
Как бы то ни было, ВМФ полным ходом готовит корабль к выходу в море. В прошлом месяце были запущены огромные газотурбинные двигатели MT-30 и RR450 производства Rolls-Royce – начались испытания «единой энергетической системы». На Zumwalt применена совершенно новая концепция – газотурбинные двигатели не связаны напрямую с винтами, как в обычном корабле, а вращают генераторы, что даёт возможность перераспределить энергию. Суммарная вырабатываемая мощность составляет 80 мегаватт. Подобная система позволяет в будущем установить такое оружие, как лазеры и рельсовые пушки, напоминающие научную фантастику. В данный момент корабль оснащён рядом ракет, использующихся ВМФ США.
Однако корабль не способен защищаться от ударов баллистических ракет, что и является одной из причин того, почему морское командование предпочитает более старые образцы класса Burke. Хотя радар AN/SPY-3 эффективен, он не работает в нужном диапазоне частот. И это серьёзная проблема, ведь в западной части Тихого океана, где подобное оружие размещает Китай, нарастает угроза.
В конечном итоге, из-за меняющихся угроз и огромной цены на проекте поставили крест, так что будут построены всего три невероятно дорогих корабля.
Американские самолеты стелс, тоже не видимы были пока не прилетели в Сербию