Российско-французский контракт по «Мистралям» превратился в фарс

В понедельник российским морякам был перекрыт доступ на построенные для России универсальные десантные корабли-вертолётоносцы «Мистраль». Французские власти не позволили 400 российским морякам, которые должны стать командой этих кораблей, проводить учения на борту. Ранее французское правительство объявило о приостановке передачи военных кораблей заказчику — то есть России.

france-plays-silly-buggers-with-russia-on-warship-purcha_002

Несмотря на то, что во вторник моряков на борт всё-таки пустили, президент Владимир Путин крайне возмущён грубым нарушением контракта. Он предупредил, что Франции придётся платить крупную неустойку, если она не выполнит свою часть заключённого контракта.

Россия дала Франции время до конца ноября для передачи первого из двух кораблей, которые до сих пор стоят в судостроительной верфи. Этот дедлайн был обозначен после того, как Франция не выполнила доставку первого вертолётоносца в порт Владивостока к первоначально назначенному сроку 14 ноября.

До конца месяца остаются считанные дни, а выполнение контракта между Россией и Францией на сумму в 1,2 миллиарда евро (или 1,5 миллиарда долларов) остаётся под большим вопросом. Франция отказывается передать корабли из-за сильного давления со стороны США и других стран, которые выступают против передачи Мистралей России не только из-за Крыма и Украины, но и потому, что российская армия в последние месяцы занимает более агрессивную позицию.

Для России получение этих кораблей имеет очень важное значение. Как правило, Россия почти никогда не импортирует основные системы вооружения. Напротив, страна выступает как крупный экспортёр военной техники. Будучи первым значительным с советских времён соглашением на импорт оружия с российской стороны, этот контракт связан с наличием двух групп факторов.

Это соглашение явилось важным сдвигом в российской политике, отходом от прямой конфронтации с США и НАТО от Северной Атлантики до Чёрного моря и Восточного Средиземноморья с одной стороны и в Тихом океане с другой.

Оба корабля предполагают проведение операций недалеко от береговой линии. Во время вторжения в Грузию в 2008 году Россия столкнулась со значительными проблемами в ходе своих десантных операций, хотя и практически не встретила сопротивления. Таким образом, расширение возможностей для десантных войск можно считать критическим для оперирования в новых областях российских интересов.

Приобретение «Мистралей» также важно для России по соображениям развития собственной промышленности. Распад Советского Союза нанёс сильный удар по российскому кораблестроению. Заключение контракта на строительство военных кораблей давало возможность расширить и укрепить сотрудничество между Францией и Россией. Существовали планы по будущим совместным проектам в этой отрасли, включая последующее производство кораблей типа «Мистраль» в России. Это помогло бы России восстановить свои возможности по строительству крупных судов.

Однако будущее этого контракта находится под большим вопросом. Премьер-министр Франции Мануэль Валлс ответил на угрозы Путина, заявив, что Франция всегда выполняет свои обязательства по контрактам, но не будет этого делать за счёт дальнейшего усугубления украинского кризиса. Он неоднократно повторил, что Франция является суверенной страной, которая способна принимать свои собственные решения, без давления со стороны внешних игроков.

С французской точки зрения весь кризис представляет собой наслоение нескольких противоречащих друг другу интересов. Соглашение было подписано в 2010 году, чему предшествовали ещё два года переговоров. Тогда политический климат кардинально отличался от сегодняшнего, и Россия не воспринималась как потенциальный противник. Для Франции это соглашение явилось существенной поддержкой судостроительной отрасли и военно-промышленной базы. Ситуация на Украине и другие дипломатические казусы последнего года поставили Францию перед сложной дилеммой.

С одной стороны, продажа современной оборонной системы России в сложившихся обстоятельствах может подвергнуть опасности военно-промышленное сотрудничество Франции с другими странами, в особенности со странами-членами НАТО. С другой стороны поддавшись дипломатическому давлению, Франция продемонстрировала бы другим своим потенциальным заказчикам, что не является надёжным партнёром.

Обычно европейские страны не тратят слишком много на оборону, если это не связано с экспортом, и Франция обладает репутацией очень надёжного экспортёра оружия. Поддаться на давление со стороны и отказаться продать «Мистрали» — это всё равно, что сказать будущим клиентам, намеревающимся покупать оружие у Франции, что заключение контракта ещё не значит его выполнение, и что при изменении политического климата на него может быть наложено вето.

Таким образом, споры вокруг «Мистралей» превратились во Франции в споры на тему национального суверенитета, что накалило страсти и раскололо французское общество пополам. В идеале Франция хотела бы найти способ получить свои деньги, сохранить репутацию надёжного партнёра и избежать проблем с существующими союзниками и соседями. И они бы хотели бы сделать всё это на своих условиях, приняв собственное решение.

Президенты Олланд и Путин должны были провести встречу с обсуждением этой ситуации во время саммита G20 в Брисбене (Австралия). Однако обсудить ситуацию с Мистралями так и не получилось, и Путин покинул саммит за несколько часов до его окончания.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий