Держись, Америка. Тебе придётся проглотить эту горькую пилюлю: ты больше не №1, теперь ты №2. Только что китайская экономика превзошла американскую и стала крупнейшей в мире.
Национальный флаг Китая развевается перед штаб-квартирой Народного банка страны в центре Пекина
Впервые со времён президентства Улисса Гранта (1969-1977; прим. mixednews), Америка потеряла статус экономического лидера планеты. Но мало кто это заметил.
Международный валютный фонд на днях опубликовал последние данные по развитию мировой экономики. И если измерять национальные экономики в объёмах производимых ими «реальных» товаров и услуг, то у Китая в этом году данный показатель достиг 17,6 триллионов долларов, а у США — всего 17,4 триллионов долларов.
А ведь совсем недавно, в 2000 году, США производили товаров и услуг в три раза больше, чем Китай.
Посмотрев на эти цифры немного под другим углом, получаем, что на долю Китая сейчас приходится 16,5 процентов мировой экономики, выраженной в цифрах реальной покупательной способности. На долю США по тому же показателю приходится 16,3 процентов мировой экономики.
Последним экономическим потрясениям предшествовало другое событие – Китай впервые обошёл США по объёмам внешней торговли. Все понимали, что рано или поздно это, скорее всего, произойдёт, но никто не ожидал, что это случится так быстро.
Недавнее решение Китая привести расчёты по своему ВВП в соответствие с международными стандартами позволило показать масштабы деловой активности, которые раньше сложно было сравнить.
Эти расчёты основаны на таких общепринятых и широко используемых экономических показателях, как паритет покупательной способности, которым измеряется фактический объём производства в противовес колебаниям валютных курсов.
Говоря проще, большая чашка капучино в кафе Starbucks, которую подают в Миннеаполисе стоит ровно столько же, сколько и аналогичная чашка капучино в Пекине, вне зависимости от того, что в это время происходит на валютных биржах. Паритет покупательной способности – это наиболее «реальный» способ сравнения экономик.
Да, если смотреть только на обменные курсы национальных валют, то американская экономика по-прежнему остаётся самой крупной в мире. Однако этот критерий, хоть и широко используемый, не имеет большого смысла. Ещё в 2012 году эксперты МВФ пытались принизить важность паритета покупательной способности. И это не удивительно. Придавать большое значение этим данным не в интересах МВФ и западного мира в целом, поскольку это означает концентрировать внимание на возрастающем влиянии Китая. Однако следует учитывать, что в своём официальном докладе World Economic Outlook эксперты МВФ сравнивают экономическое состояние стран по доле их участия в мировом производстве при помощи того же паритета покупательной способности.
Конечно, всякая статистика показательна только в определённой степени. Вполне возможно, что последние данные переоценивают или недооценивают реальное состояние китайской экономики. Что можно сказать и о данных, касающихся совокупного внутреннего продукта США. Но это наиболее точные данные, которыми мы располагаем на сегодняшний день.
И не стоит обманываться: в истории политическая и военная мощь всегда зависела от экономического состояния. Упадку могущества Британии тоже в своё время предшествовал относительный экономический спад. Нечто подобное происходило в истории Франции и Испании.
Всё это не изменит расклад сил в мире завтра или через неделю, но в долгосрочной перспективе это сулит большие перемены.
Автор: Бретт Арендс – обозреватель издания MarketWatch