Парадигма Путина

«Рестораны в Москве по-прежнему открыты, играет музыка. Люди заняты своими обычные предпраздничными покупками», рассказывает анонимный, но хорошо осведомленный российский комментатор. «Мы пока не видим реальных последствий кризиса… может быть, все изменится в следующем году, если начнется массовое закрытие предприятий. Существует, конечно, меньшинство, которое ненавидит Путина, но большинство – не то, чтобы они ему полностью доверяли, однако, ненависти к нему не испытывают».

Ïðåçèäåíò Ðîññèè Â.Ïóòèí è ïðåìüåð-ìèíèñòð ÐÔ Ä.Ìåäâåäåâ íà îòäûõå â Òûâå è Êðàñíîÿðñêîì êðàå

Около 80 процентов населения России, согласно недавно проведенным опросам, придерживаются такой точки зрения, несмотря на Украину и западные санкции. Что касается тех, кто с ней не согласен: согласно оценкам правительства, более трех миллионов россиян в возрасте от 18 до 45 лет уехали из страны за последние 3-5 лет. Похоже, эмиграция представляет собой гораздо более эффективный инструмент против диссидентов, чем применявшаяся ранее политика репрессий.

«Все, у кого было желание уехать, уже уехали», говорит Юваль Вебер, доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ Высшей школы экономики в Москве, получивший степень магистра в университете Чикаго и окончивший магистратуру техасского университета в Остине, который также является приглашенным научным сотрудником московского Центра Карнеги. «Те, кто остается, особенно среди относительно молодых людей, считают присоединение Крыма и вмешательство в украинский конфликт жизненно важным для интересов России, и они будут в любом случае поддерживать Владимира Путина».

Путинская политика «величия»

Чего же надеется достичь Путин с помощью такой политики, которую он проводит на Украине и в которой Запад видит нарушение прав человека и дискредитацию политического суверенитета? «Величия», отвечает Вебер. Он стремится к новому мировому порядку, в котором влияние России будет распространено повсюду, где нет доминирования США и Европы. Он хочет играть главную роль везде, где этого не делает Америка».

Путин сформулировал основы этой политики в октябре в своей речи на 11-й встрече Валдайского международного дискуссионного клуба в Сочи, в которой принимали участие более ста экспертов по международным делам из двадцати стран, включая западных журналистов.

«Соединенные Штаты, объявив себя победителем в холодной войне, не видели более в нужды в поиске компромиссов. Вместо установления нового баланса сил, необходимого для поддержания порядка и стабильности, они предприняли меры, повергшие мировую систему в состояние острого и глубокого дисбаланса», провозгласил Путин, ссылаясь на вмешательство США в конфликты на Ближнем Востоке и в Афганистане. «Так называемые «победители» в холодной войне решили «дожать ситуацию», перекроить весь мир исключительно под себя, под свои интересы. Односторонний диктат и навязывание своих шаблонов приносят прямо противоположный результат. Вместо урегулирования конфликтов — их эскалация. Вместо суверенных, устойчивых государств — растущее пространство хаоса», добавил он.

«Путин считает Америку слабой и не заслуживающей доверия», говорит Вебер. Он видит будущий мир, в котором власть поделена между несколькими регионами, при этом лидеры каждого из этих регионов берут на себя ответственность за управление, безопасность и экономику. Эти лидеры координируют свои действия на общемировом уровне. Ключевой элемент этой стратегии – представление Путина о России как крупном игроке в этом мировом порядке, в особенности в регионе Евразии. Если его действия на Украине будут рассматриваться как покушение на европейскую безопасность и Евросоюз повернется к нему спиной, тогда Путин станет искать партнеров и сферы влияния в других регионах мира», полагает Юваль Вебер.

Как Путин сам публично заявил в октябре, «мы начали проводить активную политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе не вчера и она не является ответом на антироссийские санкции, это политика, которую мы осуществляем уже в течение многих лет… Как и многие другие страны, включая западные государства, мы видим, что Азия играет огромную роль в мире, и в экономике и в политике, мы просто не можем не обращать внимания на эти обстоятельства… тем более, что значительная часть территории нашей страны находится в этом регионе. У нас нет никаких намерений изолировать себя от кого бы то ни было и желания идти по пути автономного развития, мы вовсе не собираемся жить в условиях автократии».

Элементами этой политики являются энергетический и оборонный пакты с Индией, переговоры о газопроводе с Китаем. «Из-за экономических санкций Россия лишилась доступа к западным рынкам капиталов и некоторые из крупнейших проектов Путина, такие как добыча нефти на арктическом шельфе совместно с компанией Exxon Mobil, были приостановлены, он вынужден обращаться к другим странам, которые не присоединились к этим санкциям или могут по каким-либо иным причинам стать источниками инвестиций», считает Вебер. «У России нет таких двусторонних отношений с Азией, как у Соединенных Штатов Америки, поэтому фотографии Путина, ведущего торговые переговоры и пожимающего руки лидерам таких стран, как Малайзия, адресованы скорее российским избирателям».

Оппозиционный политик Владимир Рыжков согласен, что Путин всеми силами устремлен к «величию», однако он по-другому преподносит эту идею для журналистов, называя ее «политикой величия, экспансии и конфронтации с Западом», которая предусматривает использование внешнего давления как средства обеспечения поддержки собственного населения.

Рыжков полагает, что Путину это понадобится, если экономика России, как предсказывают зарубежные и российские экономисты, в следующем году впадет в рецессию а ВВП сократится на 3 процента. Он ожидал услышать от Путина нечто большее, чем «ситуация находится под контролем» в его декабрьском послании к Федеральному Собранию. «Ситуация не находится под контролем», заявил Рыжков журналистам. «Существуют проблемы с валютными резервами, нефтью, бюджетом, рублем, состоянием экономики, инфляцией и так далее».

Краткосрочные и среднесрочные  проблемы

Политолог Вебер более оптимистичен. «Цена на нефть – краткосрочная проблема», объясняет он. «Она носит циклический характер и частично вызвана конкуренцией, исходящей от сланцевого газа. Санкции являются проблемой среднесрочной. В свое время она отразится на банковской системе страны (здесь автор делает примечание: в настоящий момент ВТБ и Газпромбанк, два из крупнейших банков страны, обратились к правительству за субсидиями, при этом крупнейший российский банк, Сбербанк, воздержался от подобного шага). Она ударит по потребителю, когда инвестиции и выпуск продукции резко сократятся… мы ожидаем, что 2015 будет «потерянным годом».

Поскольку Путин действительно, по всей вероятности, надеется, что кризис начнет ослабевать после 2015 года, он заявил о своем намерении в ближайшее время увеличить социальные расходы, усилить поддержку малому бизнесу, а также сократить расходы на гигантские правительственные проекты.

Он выдвинул также план из трех пунктов, который должен помочь диверсифицировать и поддержать отечественную экономику:

1. Заморозить налоговые ставки

2. Сократить количество официальных проверок предпринимателей

3. Усилить антикоррупционную кампанию

Наиболее интересным является второй пункт этого плана. «Проверки часто используются чиновниками для набивания собственных карманов», объясняет Вебер. «Сокращение числа проверок можно приравнять к снижению налогов на бизнес в надежде, что предприниматели вложат эти деньги в свои компании, создавая новые рабочие места и т.д.». Однако, надо еще увидеть, будут ли чиновники исполнять это поручение и станут ли на самом деле бизнесмены инвестировать эти деньги в свои предприятия. Впрочем, мы можем увидеть некоторые результаты уже в первом квартале 2015 года».

Несмотря на некоторую политическую суету, которая потребовалась для удержания власти с тех пор, как он впервые выиграл выборы в 2000 году, путин утверждает, что не планирует быть «пожизненным президентом». Следующие выборы должны состояться в 2018 году. Какой будет к тому времени его стратегия? «Не стоит быть заранее делать ставки, когда дело касается Путина», полагает известный московский обозреватель, имени которого Шелли Карабел не называет. «Он всегда добивается того, чего хочет».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Парадигма Путина”

  1. Пукин, как подопытная крыса, давит на кнопку удовольствия,
    и быдло кайфует от щекотания мании величия вместе с фюрером.
    Будем посмотреть, как долго эта стимуляция будет глушить
    потребность в хлебе и крыше над башками,
    за которую евреанал потребует с нового года отдельную плату.

    Крыса в пиндосском экскременте так и сдохла от голода, давя на кнопку.

Добавить комментарий