Великая стратегия Китая: Новый шёлковый путь

Контраст разительный. С одной стороны, всецело устремлённый на предстоящие в 2016 году выборы Вашингтон, отчаянно нуждающийся в решительных лидерах ЕС и переживающая серию серьёзных кризисов Россия. С другой стороны – Китай, быстро занимающий центральное положение и развивающий новую великую стратегию мирового масштаба.

silk-road

Проект Си Цзиньпина, Новый шёлковый путь (НШП), обещающий стать одной из самых обсуждаемых тем в 2015 году, определённо намечает грядущее десятилетие Китая и изменяет Евразию. Поддерживаемые внушительными инвестициями Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда шёлкового пути, Экономический пояс шёлкового пути и Морской шёлковый путь символизируют Китай XXI века и дают евразийским игрокам исторический шанс.

Открываясь, Китай создаёт условия, при которых и мир воздействует на китайское общество, и проекты самой Поднебесной обладают глобальным влиянием. Некоторые специалисты могут отметить, что повышенное внимание Китая к Евразии с геополитической точки зрения можно рассматривать как ответ на объявленный администрацией Обамы «поворот к Азии». Однако НШП нельзя расценивать как тактическую схему, направленную на противостояние с кем-либо.

[blockquote_fact]КНР, которая вскоре станет первой экономикой мира, вполне осознаёт, что вместе с властью приходит ответственность. [/blockquote_fact]В этом смысле НШП можно понимать как китайский аналог плана Маршалла – он поддерживает соседей Срединного государства, способствует их росту и даёт им место в разработанной Пекином системе.

Евросоюз, являющийся первым торговым партнёром Китая, проявит стратегическую слепоту, если упустит заложенные в НШП возможности. Новое трио ЕС – председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, председатель Евросовета Дональд Туск и Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини – должны надлежащим образом отреагировать на проект НШП, руководствуясь чувством исторической ответственности. В противном случае ЕС рискует остаться в стороне от важнейшей тенденции, которая в любом случае изменит Евразию, учитывая политическую решимость и экономическую мощь Китая.

[blockquote_note]Евразия попала под непосредственную угрозу терроризма, которую невозможно уничтожить с помощью дронов и другого смертельного оружия, способного только породить ненависть и подпитать радикализм. [/blockquote_note]НШП, направленный на удовлетворение долгосрочных потребностей экономического и социального развития, создаёт условия для уничтожения корней экстремизма.

Более того, усиление взаимодействия между ЕС и Китаем в рамках НШП служит приглашением к совместному строительству Евразии XXI века также и России, которая является обязательным связующим звеном в сети континентального сотрудничества.

Япония, остающаяся третьей экономикой мира несмотря на многочисленные кризисы, в сущности, также не исключается из НШП. Древний Шёлковый путь, связывающий Европу с Нарой (древней столицей Японии; прим.mixednews) до сих пор вызывает живой интерес японских учёных. Теперь, в канун семидесятой годовщины окончания Второй мировой, Токио может внести свой вклад в создание соединённой Евразии.

[blockquote_fact]Полностью охватывая ЕС и других евразийских игроков, НШП приведёт 65 процентов мирового населения к беспрецедентному уровню сплоченности и процветания.[/blockquote_fact]

Следуя «китайской мечте», Си Цзиньпин предлагает гуманистическое видение прогресса, выходящее за рамки национальных интересов. Эта концепция основывается на китайском опыте развития и вдохновляется китайским чувством универсализма. Однако Новый шёлковый путь – это также и «евразийская мечта», которую мы можем воплотить вместе.

Об авторе. Дэвид Госсет – директор Европейско-китайской академии, основатель евро-китайского форума.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

6 Replies to “Великая стратегия Китая: Новый шёлковый путь

  1. Прощай Трансиб и БАМ. С Владика можно будет добраться за 2,5 дня до европы через Китай, им выгодно построить с нуля, а наш РЖД всё кричит о нерентабельности, особенно пассажирских.

  2. Знаменательно, не создание Шелкового пути, а окончательный разворот Китая в Евразию, а это значит, что китайские стратеги не видят перспектив в США, где раньше были сосредоточены усилия их экспортеров.

    1. Никогда не стоит забывать, что Китай строит социализм. При чем социализм не как поздне-советская планово-идеологическая система, а социализм, как чисто экономическая система, где существуют все формы собственности, но и существует реальная плановая экономика, и направлена эта экономика на социальное развитие общества и удовлетворение базовых потребностей человека. При чем основной базовой потребностью является право на труд.
      Лет пять назад на одном из очередных съездов КПК было принято решение о повышении среднего уровня жизни китайцев, по-моему на 50%. Вы только представьте себе, что это значит для экономики Китая, учитывая численность его населения.

      Китаю рынок США нужен уже не в качестве рынка сбыта своих товаров (для этого у Китая есть резерв в 1500 млрд. китайцев), а как рынок, где они приобретают самые современные технологии. В США им нужны научно-образовательные учреждения для обучения собственной молодежи, венчурные и исследовательские компании для отработки навыков развития новых технологий. Одновременно Китай строит свои «силиконовые долины».
      Кроме того США нужны Китаю для оттачивания собственных навыков по управлению своими финансами в мировых масштабах. Я имею ввиду именно юань. И проект БРИКС — это проект равный по своему значению, созданию Совета Экономической Взаимопомощи социалистических стран или Общему рынку стран западной европы.

      То есть Китай сейчас переходит во второй этап индустриализации — этап развития научно-технических производств, и одновременно в третий этап — этап создания собственной финансово-экономической системы, подобной СЭВ.
      Практически Китай повторяет путь, который прошел Советский Союз в 1929 — 1965 годах. За этот период СССР прошел три этапа:
      1- Промышленной и аграрной индустриализации, то есть строительство собственной промышленности и перевод всего сельского хозяйства страны с натурального на товарное. Китай этот этап прошел примерно с 1982 по 2005 год;
      2- Научно-технической индустриализации, то есть создание и развитие научных производств в виде НИИ и академических институтов. Китай этот этап начал проходить приблизительно с 2000 года, когда он начал активно строить свои научные города;
      3- Построение мировой финансовой системы (ну не мировой, а стран СЭВ), которая к 1965 году составляла реальную конкуренцию западной финансовой системе. При чем к 1965 году СЭВ реально опережал Европу с Америкой в темпах своего развития. Китай начал создавать эту систему совместно с Россией примерно с 2005 года (ну или с создания ШОС).

      И не дай бог Китаю зайти на дорогу, на которую СССР зашел после 1965 года. Вернее даже несколько ранее, но катастрофичность этого пути определилась окончательно именно в 1965 году. Одним из результатов выбора этого пути стала потеря Китая, как друга и как союзника. И даже превращение Китая во врага.

      1. Кстати было бы зачетно назвать БРИКС уже не БРИКСом, потому как это сообщество будет наверняка расширяться далее, а Советом Экономической Взаимопомощи. Во-первых это название по смыслу для БРИКСа верно, и во-вторых — это зачетный троллинг Запада.

        1. Полностью согласен по большинству пунктов.
          Но у меня вызывает сомнения — «Китай строит социализм».
          Не говоря о пенсионной системе, можно вспомнить о странном медицинском обслуживании, которое рядовые китайцы терпеть не могут, а порождено оно гремучей смесью государственных и частных больниц, и ангажированных фармацевтическим бизнесом докторов.
          Есть мнение, что они сами не знают куда вырулят, т.к. компартия под воздействием американских идей создала тяжелую смесь из гос. управления ключевыми отраслями и рынка в других секторах. И если планирование — действительно сильная черта, то рыночный хаос регулируется только сиюминутным спросом.
          После длительного проживания в Китае, могу подтвердить, что сейчас идет бурное становление собственной китайской науки, а китайские университеты берут все лучшее из западной модели обучения. В перспективе 10лет это даст сильнейший толчок экономике, страшно подумать о нарастающем отставании России.

  3. С америки взяли почти всё что можно, нужна развиваться дальше! Скоро Евразия станет целиком желтолицая… Начнется всё с шелкового пути……

Добавить комментарий