Как известно, глава консалтинговой фирмы Eurasia Group Ян Бреммер и основатель экспертного центра Roubini Global Economics Нуриэль Рубини являются признанными мировыми экспертами в области политических рисков. Во вторник они выступили с ежегодным прогнозом того, чего следует опасаться на геополитическом и экономическом пейзаже в 2015 году.
Ниже приведены 5 основных выводов из сказанного ими в интерпретации заместителя главного редактора TIME Раны Форухар.
Недооценивается российская угроза в качестве основного политического риска, особенно для Европы
По словам Бреммера, есть большая вероятность того, что из-за падения цен на нефть и нарастания проблем в российской экономике Путин станет ещё более опасным и непредсказуемым. Расхождения между США и ЕС в отношении Путина и России говорят о трещине в трансатлантических отношениях.
В некотором смысле Америка становится всё более обособленной
США отделяются от остального мира экономически и политически. По мнению Рубини, единственным светлым пятном на мировой экономической карте этого года была Америка, продемонстрировавшая твёрдое восстановление. С другой стороны, чувствуется, как США и политически отодвигаются от остальных стран, что продемонстрировало отсутствие Барака Обамы на парижском антитеррористическом митинге.
По мнению Бреммера, подобные рассуждения неверны. США демонстрируют свою силу посредством арсенала всевозможного оружия (к которому относятся как дроны, так и экономические меры), позволяющего Вашингтону действовать в одиночку. Отсутствие Обамы на парижском митинге Бреммер полагает скорее грубым пиар-промахом, чем целенаправленным действием.
Низкие цены на нефть не продлятся вечно
И Рубини, и Бреммер полагают ошибочным расхожее мнение о том, что Саудовская Аравия не сокращает добычу и давит на цены, чтобы навредить России и Ирану. «Всё дело в экономике», – уверен Рубини. По его мнению, Саудовская Аравия попросту пытается выдавить с рынка конкурентов (в том числе и американскую сланцевую нефть), чтобы увеличить свою долю рынка.
Китай остаётся большой загадкой
Экономический рост Поднебесной бесспорно замедляется. Однако не говорит ли укрепление власти Си Цзиньпина о том, что в стране грядут рыночные реформы, невиданные со времён Дэн Сяопина? Или это скорее признак того, что Китай возвращается в мрачные времена Мао Цзэдуна, когда любое инакомыслие может привести за решётку? Бреммер надеется, что Китай совершит рывок в сторону малого бизнеса и поддержит социальную стабильность. Рубини не столь оптимистичен, полагая, что экономическая модель страны до сих пор основывается на дешёвой рабочей силе и дешёвом капитале. Оба эксперта сходятся во мнении, что 2015 год станет поворотным для Китая.
Ключевыми словами 2015 года станут раскол, неравенство и изменчивость
И в политике, и в экономике происходит разрушение старых альянсов и формирование новых. Межрелигиозные конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке обострятся, а затем начнут затихать. Европа движется к страшной дефляционной долговой спирали, которая пробудит ультраправые силы (обратите внимание на рост популярности Марин Ле Пен во Франции). Замедление Китая и падение цены на нефть взорвут геополитический ландшафт. Рынки будут непредсказуемы в этом году, так что пристегните ремни.