Русские отказываются от своих алкогольных привычек?

В одну из первых своих ночных прогулок по барам в Москве я сказал одному из нефтяников, чуть старше тридцати, с которым меня только что познакомили, о том, как, похоже, мало людей действительно выпивают. «Да, всё верно. Я тоже не пью», ответил он. «Да? А это разве не алкоголь?», спросил я, указывая на напиток в его руке. «А, ну да, это алкоголь, но такое происходит очень редко».

vodka_shots

До своего приезда в эту страну, я смутно помню, читал где-то в интернете о том, что всё большее число молодых русских против алкоголя, и что доходит даже до того, что в некоторых компаниях это считается признаком дурного тона. Хотя западные СМИ и продолжают раздувать истории о тех опасностях, которые алкоголь представляет для России, я едва ли увидел здесь какие-либо тому признаки.

На данный момент, если я знакомлюсь с кем-то до 30 лет, хорошо образованным, способным разговаривать со мной на английском, то непременно начинаю полагать, что он трезвенник. И если опираться на статистику, то я не сильно заблуждаюсь. По мнению недавнего опроса Всемирной организации здравоохранения, проведенного в 2010 году, 32,2 процента россиян за последние 12 месяцев совсем не употребляли алкоголь — что выше на 20,8 процентов по сравнению с 2003 годом, и в два раз больше, чем например в Австралии, откуда я родом.

«У меня 14-летний сын, и он говорит, что среди его друзей употребление алкоголя и курение, это уже не круто», говорит 34-летняя Наталья, сама сторонница трезвого образа жизни.

Традиционно российские женщины пьют намного меньше мужчин (по крайней мере, так они говорят в опросах) — но похоже, мужчины начали сокращать разрыв. В опросе 1995 года всего 9 процентов мужчин в России по сравнению с огромными 35 процентами женщин заявляли, что совсем не употребляли алкоголь за прошедший год. Тогда как в 2010 году эти цифры выросли до 25,2 и 38,0 процентов соответственно.

Непьющие, из тех, кого я спрашивал, предполагали ряд факторов, которые могли бы объяснить эти перемены в российском обществе. Исследования подразумевают, что более жёсткий контроль правительства, предложенный в 2006 году, определённо оказал влияние на сокращение алкоголизма и связанную с алкоголем смертность. Но кроме этого, похоже, происходят и некоторые более фундаментальные перемены.

Дмитрий, сотрудник одного из крупнейших операторов мобильной связи в России, который недавно вступил в средний возраст, считает, что молодые люди более мотивированы, и более ориентированы на построение карьеры, чем его поколение в своё время. Многие из непьющих, как, например, 26-летняя Юлия, указывают на здоровье: «Люди, те, кто пьёт, хотят умереть. Я хочу жить долгой и здоровой жизнью и умереть в 93 года. Хочу жить всегда и увидеть говорящих роботов!». Другие же, вроде 32-летнего бухгалтера Ирины, объясняют свой выбор разными причинами: здоровье, профессиональные обязательства, а также опыт потребления алкоголя в их семье. Некоторые молодые люди дают более категоричные объяснения: «Любые наркотики — это плохо. Они вредят обществу и все должны быть вне закона», говорит 23-летний Матвей. «Даже кофеин?», спрашиваю я. «Да», отвечает он после паузы. «Всё это должно быть только для медицинских нужд».

В основе этих объяснений сильное желание дистанцироваться не только от старших поколений своих родителей, бабушек и дедушек — что нормально во всём мире — но и от клише советской нищеты и криминала и хаоса 1990-х. Когда я упоминаю о соревнованиях по выпиванию водки, то это рассматривается не просто как нечто устаревшее, а как нечто отвратительное и непотребное.

Ни один из молодых трезвенников, с которыми я общался, не особо пытаются склонять собеседника «в свою веру», но они весьма настроены развеивать любые негативные стереотипы для неосведомлённого иностранца вроде меня об алкоголизме, насилии и наркомании.

Может быть я и говорю только о Москве, но впечатление моё такое, что они не настроены оспаривать стереотип мужчины из рабочего класса: старше 35 лет, с лишним весом, много пьющего, много курящего, слушающего русский шансон и считающего «Брат» 1997 года любимым фильмом. «Мы живём в условиях очень конкурентного бизнеса, и молодое поколение сосредоточено на зарабатывании денег, вместо того, чтобы растрачивать время на алкоголь», говорит Наталья. «В маленьких российских деревнях люди больше пьют, потому что в больших городах гораздо больше возможностей интересно провести досуг».

Однако может иметь место и некоторое позерство, даже нечестность — и разговор даже не об одном нефтянике, который настаивал, что я встретил его в одну из редких ночей, когда он таки употреблял алкоголь. Когда вышеупомянутая Ирина пригласила меня к себе на ужин, после добрых 15 минут критики выпивох и курящих, сидя за кухонным столом я случайно пнул ногой пустую бутылку вина. «А, ну да, иногда я выпиваю», смущённо сказала она, переведя затем разговор на другую тему. И действительно, многие опрошенные мной москвичи выразили недоверие 32-процентными показателями опроса 2010 года. Многие сказали, что это, может, и так для больших городов вроде Москвы или Петербурга, но не для провинции.

Во всяком случае, в качестве признака нового времени заседающий в Кремле лидер впервые на памяти живущих издал указ снизить цену на водку. Чтобы противостоять все возрастающей инфляции, Путин — сам трезвенник — принял это решение в связи с рассуждениями о том, что слишком высокие цены провоцируют потребление подпольно произведенных и, возможно, опасных спиртных напитков.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Русские отказываются от своих алкогольных привычек?”

  1. Сарказм: Беспробудно бухать можно только в двух случаях — либо ты полностью находишься на попечении государства, либо, в краткие моменты просветления, идёшь грабишь-воруешь. Просто у молодому поколению не доступно ни то, ни другое.

Добавить комментарий