Новый воздушный бой «Лайтинга» II

Достижения Китая и Россия в технологиях снижения заметности и пушка, которая не может стрелять, вновь поставили на линию огня истребитель следующего поколения для Австралии.

998157-e43da946-9626-11e4-b123-a468d5bc6e39

Доставка. В прошлом месяце на американский учебный аэродром прибыл первый F-35 Австралии

Единому ударному истребителю F-35 не привыкать к спорам. Ведь это самая дорогостоящая оборонная программа в истории. Но по мере того, как всплывают подробности, касающиеся его главных соперников – малозаметных китайского и российского истребителей J-20 и Т-50 – шум критики нарастает.

Китай, который в 2014 году обошёл США в качестве крупнейшей в мире экономики, продолжает свою амбициозную программу военной экспансии. И чтобы гарантировать успех, он швыряет деньги сразу на несколько новых стелс-проектов.

Результат – над пальмой первенства, которую Запад удерживает в воздухе со Второй мировой войны, нависла угроза изменения баланса авиационных сил.

Всё более стеснённые в финансовом отношении Соединённые Штаты, возможно, оказываются в положении, аналогичном тому, в котором пребывала Великобритания перед Второй мировой войной – слабеющая мировая держава, ушедшая в глухое отрицание своего упадка.

Все её военно-воздушные яйца, вместе с яйцами большинства её союзников, сложены теперь в одну корзину F-35 Lightning II, слишком большую, чтобы упасть. Запасных вариантов нет.

Семь лет отставания от графика и десятки миллиардов долларов перерасхода бюджета. На прошлой неделе достоянием гласности стало то, что в связи с нарастанием проблем с 8,4 миллионами строк программного кода истребителю-невидимке следующего поколения не разрешат стрелять из своего орудия до 2019 года. К другим причинам задержек относятся трудности с передней стойкой шасси, мотором системы управления самолётом и возгоранием двигателя.

Тем не менее, более 150 F-35-х уже были поставлены в войска.

Но теперь спор ведётся уже не вокруг стоимости разработки самолёта, перевалившей 700 миллиардов долларов. Беспокойство вызывают предварительные результаты сравнения предлагаемых возможностей с возможностями конкурирующих проектов малозаметных истребителей.

В «малозаметном» режиме F-35 может нести только две бомбы и две ракеты «воздух-воздух». Его потенциально равные ему по скрытности противники, по-видимому, могут поднять в воздух до восьми.

В обычном режиме у универсального F-35 есть пилоны для крепления семи наружных объектов. Его более быстрые, более манёвренные и обладающие большим радиусом действия специализированные оппоненты могут переносить в два раза больше.

Ни одно из этих различий устранить путём усовершенствований невозможно.

Итак, обладает ли F-35 достаточным технологическим преимуществом, чтобы каждый выстрел имел значение? И являются ли несущественными его недостатки в «базовых» сферах скорости, манёвренности, полезной нагрузки и дальности?

Этот спор, ведущийся в аналитических центрах, конструкторских бюро и кулуарах власти по всему миру, становится всё более ожесточённым.

Ниже приводится обзор того, чем так встревожены военные и авиационные критики.

Верный инструмент для работы

Американская «машина мечты» – это Raptor F-22. Созданный специально для воздушного боя истребитель, характеристики малозаметности которого не приносились в жертву и не имеют себе равных.

Проблема в том, что ввиду их крайне высокой стоимости в промежуток между 2011 и 2012 годами в войска было поставлено всего 187 единиц.

Как следствие подобных бюджетных сокращений и неимоверной стоимости разработки современного боевого самолёта F-35 стал «и швецом, и жнецом». Он должен был заменить палубный истребитель F-18, охотник за танками А-10, истребитель F-16 – и даже каноничные «Харриеры» AV8 вертикального взлёта.

На первый взгляд подобные широкие возможности кажутся выгодной покупкой.

Однако удовлетворение подобных разнообразных потребностей достаётся высокой ценой – в своей нынешней форме F-35 обладает меньшими вооружением, дальностью, манёвренностью, скороподъёмностью и скоростью полёта, чем многие специализированные самолёты, которых он, как ожидается, должен заменить.

Силы обороны Австралии получили обращение с просьбой прокомментировать указанную критику, но ответа пока не дали.

Эффект такой, что на прошлой неделе одно должностное лицо в ВВС, имеющее отношение к программе доводки F-35, сказало журналистам американских СМИ: «По моему мнению, когда F-35 дойдёт (до эксплуатации), то по сравнению с истребителями прежнего поколения он окажется устаревшим на 10 лет, …его оружие и возможности обнаружения будут недостаточными для задач обеспечения непосредственной авиаподдержки, которые многоцелевые истребители могли решать уже к середине 2000-х годов».

Китай и Россия тоже продолжают свои программы истребителей 5-го поколения. Россия заявляет, что к 2020 году будет иметь на вооружении не менее 55 малозаметных истребителей Т-50. При этом они не ограничивают себя строительством только одной конструкции летательного аппарата – Китай работает, как минимум, над 4-мя проектами.

Как и у F-35, тактико-технические характеристики и боевая нагрузка этих новых летательных аппаратов сковывается до некоторой степени строгими требованиями малозаметности. Но в отличие от F-35, от них не ждут, что они будут мастерами на все руки, что позволяет им быть крупнее и больше концентрироваться на своём предназначении.

578785

«В своём развитии они пока находятся на стадии глянцевых проспектов, поэтому кажется, что они выше на десять футов, а пули их не берут, – сказал в прошлом году в Военно-морском институте США один американский пилот истребителя с высоким званием. – Думаю, что в конечном итоге они будут равнозначны нашим истребителям 5-го поколения – какими они и должны быть, ведь промышленный шпионаж живёт и здравствует».

Этот новый российский «малозаметный» истребитель может летать быстрее, дальше и выше, чем F-35, и брать с собой намного больший груз оружия системы «воздух-воздух».

«Сухой» Т-50 (ПАК ФА): показатели малозаметности этого внушительного на вид истребителя – предмет горячих споров. Судя по облику, основной упор в нём сделан не на отклонение радиоволн, а на их поглощение. Хотя он и не считается ровней F-22 «Раптору», его сочетание скорости, высокой подвижности и большой огневой мощи ясно указывает на то, что он оптимизирован для завоевания господства в воздухе и выслеживание стелс-бомбардировщиков типа B-2. Отдельного беспокойства заслуживает подозрение на то, что он может нести новый длинноволновый радар, способный определить присутствие небольшого малозаметного самолёта, после чего новейшими инфракрасными датчиками может быть выдано точное местоположение цели. Двигатели, позволяющие развивать сверхзвуковую скорость в крейсерском режиме, дают ему возможность быстро летать в течение продолжительного времени, а ещё считается, что он способен летать гораздо выше, чем F-35.

391824-7502edb2-9625-11e4-b123-a468d5bc6e39

J-31: многоцелевой малозаметный истребитель Китая, как сообщалось в СМИ, предлагался для покупки его союзникам.

Шэньян J-31 «Кречет» – наиболее успешная попытка Китая создать истребитель 5-го поколения. Имея внешность, отдалённо напоминающую F-35, он тоже предназначен для действий с авианосцев. У него, по-видимому, тоже только 4 внутренние точки подвески оружия. Однако у него нет варианта с вертикальным взлётом, что сильно сокращает компромиссы его конструкции. Своё первый выход на публику J-31 совершил на авиашоу в ноябре прошлого года, и была информация, что он предлагался на экспорт.

391851-2409aa86-9625-11e4-b123-a468d5bc6e39

J-20: судя по всему, этот заточенный под применение в качестве дальнего перехватчика самолёт должен выслеживать и уничтожать другие малозаметные летательные аппараты.

Чэнду J-20 – это первая попытка Китая создать стелс-истребитель. Свой первый испытательный полёт этот большой двухдвигательный перехватчик совершил в 2011 году. В прошлом месяце на публику были выведены два новых самолёта, в результате чего общее число летающих прототипов достигло шести. Аналитики утверждают, что малозаметным является только передний профиль самолёта, хотя эффективность его радиопоглощающих материалов неизвестна. Тем не менее, его высокая скорость, большая боевая нагрузка и всё более мощные датчики могут сделать из него грозного противника для F-35. В число его характеристик, которые отсутствуют у американского истребителя, входит обеспечиваемый его двигателями крейсерский сверхзвук, отклонение вектора тяги для улучшения лётных качеств и особенно большой радиус действия.

391898-5bf974d6-9624-11e4-b123-a468d5bc6e39

J-25: Эти изображения концепта, как было сказано, следующего китайского стелс-проекта, появились на государственном телевидении.

J-23 и J-25 – эти проекты, если не воспринимать всерьёз их рекламу китайскими СМИ в качестве «убийц Раптора», на данном этапе выглядят просто бумажными тиграми. Но то, что они «в разработке», выводит Народно-освободительную армию на один шаг впереди Запада. Ведь замены F-35 в чертежах нет.

В оперативное развёртывание в Китае вводится также широкая линейка истребителей, не относящихся к категории малозаметных. В прошлом году на борту учебного авианосца «Ляонин» испытывался новейший J-15 «Летающая акула». В 2005 году был представлен многоцелевой ударный истребитель J-10 «Жар-птица» (с семью точками подвески для несения широкой линейки вооружений), обладающий новейшими радиолокационными системами и выполненным по новейшим технологиям фонарём кабины пилота.

Так представляют ли новые малозаметные истребители реальную угрозу?

«В целом на данном этапе они ещё не достигли уровня [боевой готовности], так что по-настоящему обоснованная их оценка пока невозможна», – как сообщают журналисты, сказал в интервью USNI пилот-испытатель F-35.

МАНЁВРЕННОСТЬ

Необходимость для маленького F-35 нести широкую номенклатуру внутренних двигателей, топлива и вооружений привела в итоге к тому, что на авиационном языке называется «большой удельной нагрузкой на крыло». По сути это значит, что крылья малы по отношению к его весу.

Такое соотношение, как известно военным ещё с Первой мировой войны, приводит к большему радиусу разворота.

Однако ближний воздушный бой в значительной степени остаётся достоянием минувшей эпохи. Сейчас боевые действия происходят преимущественно на расстояниях, на которых отсутствует даже визуальный контакт с самолётом противника.

Но критики указывают на обманчивость этого факта. Способность крутиться, разворачиваться и ускоряться является отчаянным, но жизненно важным крайним элементом мер противодействия современным ракетам, под которыми понимается то, как боевые самолёты «прячутся» за облаками оловянной фольги, яркими тепловыми ловушками и электронным «шумом».

Но ближний воздушный бой относится лишь к малой части задач F-35.

Способность быстро менять направление является существенным элементом налётов с атаками на бреющем полёте, совершаемых самолётами типа A-10 и AV8 Harrier. Главное в них – быстро попасть в нужное время в нужное место, чтобы эффективно отстреляться из пушек и сбросить бомбы. А для уклонения от вражеского огня важно ещё умение «нырять» за неровности земной поверхности.

ЛЁТНЫЕ ДАННЫЕ

В сравнении со своими предшественниками, особенно F-16, Lightning II не отличается особой быстротой и имеет более низкую скороподъёмность. Это представляет собой особый предмет беспокойства тех, кто надеется использовать новый малозаметный истребитель в роли перехватчика ПВО – способность реагировать на стремительно развивающееся нападение окажется сниженной.

Причина тому проста. Как и F-16, F-35 тянет в небо один двигатель. В отличие от F-16, F-35 должен нести в своём жёстко ограниченном планере намного больше.

По мере того, как с каждым дополнительным требованием масса истребителя росла, способность двигателя толкать летательный аппарат в небе падала. И это ещё без учёта компромиссов, необходимых для размещения двигателя в варианте истребителя вертикального взлёта.

Кроме того, F-35 не хватает ключевого качества F-22 Raptor, которое теперь проявляется в наиболее современных российских истребителя – крейсерского сверхзвука. Эта новейшая технология чрезвычайно улучшает экономичность реактивных двигателей, что позволяет летательному аппарату парить со сверхзвуковой скоростью на большие расстояния без необходимости впрыска дополнительного топлива в форсажную камеру.

Устойчивая высокая скорость – ещё одно из нескольких средств, имеющихся в распоряжении военных лётчиков для уклонения от ведущегося по ним вражеского огня.

В таком случае встаёт вопрос надёжности: в прошлом году F-35 сгорел при попытке взлёта, когда неисправность двигателя привела к возгоранию. Справедливости ради, за российскими и китайскими двигателями уже давно тянется дурная слава за их склонность к отказам.

Но оказываясь в небе, говорят аналитики, их новые малозаметные истребители проявляют способность летать быстрее и дальше.

Отчёт 2012 года о результатах исследования боевого радиуса, демонстрируемого различными вариантами F-35, показывает цифры, которые находятся стабильно в нижнем конце диапазона ожиданий. Обычные модификации могут забираться примерно на 1100 км. Вариант с вертикальным взлётом (сейчас рассматривается возможность его использования на новых австралийских десантных кораблях типа «Канберра») существенно не дотягивал до 900 км – минимально эффективного, согласно расчётам, радиуса.

Это означает очень ограниченную доступность в зонах боевых действий.

998590-3e647d24-9626-11e4-b123-a468d5bc6e39

Спрятанные зубы… В режиме пониженной заметности F-35 должен нести всё своё оружие внутри себя, чтобы скрыть его от радара.

ОГНЕВАЯ МОЩЬ

В качестве истребителя, на которого возложены все надежды нескольких военно-воздушных и военно-морских флотов, он несёт удивительно небольшой набор вооружений.

В его внутренних отсеках может уместиться от 4 до 6 ракет для воздушного боя (у F-22 – 8). Они могут разбавляться оружием «воздух-земля» в его ударном исполнении – хотя в лучшем случае он может брать с собой только две большие бомбы. (Для сравнения, A-10, наряду со своей огромной пушкой, вокруг которой построен он сам, может нести комбинацию из 11 бомб и ракет).

Когда же F-35 несёт дополнительные ракеты для воздушного боя или ударов по наземным целям под своими крыльями, он теряет свою скрытность. А низкая скорость, неспособность разгоняться и малая подвижность ставят истребитель в случае его обнаружения в крайне невыгодное положение даже перед его гораздо старшими соперниками.

Его защитники утверждают, что новые ракеты, которые, как предполагается, будет нести F-35, делают сам истребитель в некоторой степени неактуальным. Неспособность истребителя к набору высоты и развороту может быть компенсирована за счёт характеристик самих ракет: всё, что нужно сделать «Лайтингу» II – это тайком пронести эти ракеты на расстояние выстрела по цели.

Потому-то он и малозаметный.

В то же время, некоторые исследователи говорят, что даже самые современные ракеты «воздух-воздух» имеют всего лишь 50-процентный шанс поражения сверхзвуковой цели. F-35 может дать один залп из двух ракет. Российский Су-27 Flanker «четвёртого с половиной» поколения может выстрелить 4 залпами по три ракеты разных видов, что делает задачу перехитрить и сбить всё это с курса гораздо более трудной.

То есть, если российскому истребителю удастся выйти на огневой рубеж.

В любом случае, номенклатура вооружений, которые может нести F-35, является ограниченной (пока).

В качестве одного из примеров – в конце прошлой неделе обнаружилось, что из-за задержек с программным обеспечением, F-35, по меньшей мере до 2019 года, будет не в состоянии выстрелить 180-220 снарядов своей пушки.

На прошлой неделе чиновники американского военного ведомства объявили о том, что в настоящий момент прилагаются усилия с целью довести в 2017 году пушку до состояния, при котором возможно её испытание лётчиками-испытателями, и в 2018 году начать оперативное развёртывание.

Пушки, хотя в воздушных боях большей частью не применяются, считаются важным оружием при поддержке наземных войск.

МАЛОЗАМЕТНОСТЬ

В ней сила F-35. Это то, что есть у нового истребителя из того, чего нет у его предшественников, а также то, что по словам его защитников более чем уравновешивает пониженные возможности самолёта.

В отношении Lightning II план состоит в том, чтобы проскользнуть на позицию для открытия огня – по наземным целям, или воздушным – перед тем, как нанести сверхточный удар.

Данная идея была воспринята в своих последних проектах также китайцами и русскими.

Но они предпочли готовить свои малозаметные планеры к разным ролям, а не объединять их все в одном. И, складывается впечатление, что пока они отдают лётным качествам приоритет перед полной незаметностью для радаров.

Для F-35 компромисс – да и стоимость – привели менее чем к оптимальным показателям малозаметности. Его «круглое» сопло двигателя, как утверждают, будет маяком для находящихся позади радиолокаторов – хотя оно и даёт определённую степень «векторной тяги», которую не может обеспечить малозаметная плоская альтернатива. У самых современных российских и китайских истребителей похожие гибкие сопла с отклоняемым вектором тяги, повышающие их манёвренность.

Судя по всему, в упрощённом планере F-35 тоже гораздо меньше «геометрии малозаметности», заложенной в F-22, под которой, по сути, понимается сочетание углов и кривых, отражающих радиоволны в сторону от их источника. Данный подход предполагает намного больший упор на применении радиопоглощающих материалов.

Но под всё большее сомнение ставится сама концепция «стелс».

Большая часть антирадарных технологий эффективна при отклонении излучения коротковолновых средств обнаружения (по сути, высокой частоты). А вот более длинные волны отклонить намного труднее – и современные локаторы российских истребителей, похоже, ориентированы на это.

Другое решение состоит в использовании технологий, отличных от радиолокационных, например, инфракрасных.

Некоторые эксперты в области обороны выражают опасения, что скоро F-35 можно будет обнаруживать на расстояниях до 90 км.

998401-008381e0-9620-11e4-b123-a468d5bc6e39

В кресле-катапульте… Обладает ли F-35 достаточным техническим превосходством для того, чтобы превзойти своих противников в небе и при этом поддерживать свои войска на земле?

СЕНСОРНЫЙ ОБЗОР

Наряду с его малозаметностью, сторонники F-35 продолжают возвращаться к другому «козырю в рукаве» истребителя – его ультрасовременным датчикам, электронике и программному обеспечению.

Здесь модным выражением является «сбор и обобщение данных от средств обнаружения». Способность извлекать из окружающей обстановки по кусочкам всю без исключения информацию о ней самой – поступающую как от своей собственной электроники, так и от находящейся на земле и в небе. Всё это должно выдаваться пилоту в пузыре виртуальной реальности, который будет генерироваться для него сверхсовременным нашлемным дисплеем.

Но как раз сверхсовременный «искусственный интеллект» самолёта и вызывает наибольшую озабоченность. По имеющейся информации, его система самодиагностики становится печально известной случаями остановки работы самолёта тогда, когда она «не соглашается» с тем, что делает механика, и дело доходит даже до отказа принимать вмешательство человека.

Также возникают вопросы к эффективности несомых истребителем датчиков атаки наземных целей. Полагают, что они уступают тем, что используются нынешним поколением самолётов F-16 и A-10. В частности, несмотря на то, что они могут получать информацию, поступающую от наземных войск, ответную услугу они им оказать не могут.

«Эта технология (электронно-оптической системы прицеливания) устарела на десять с лишним лет. Она оказалась не в состоянии воспользоваться преимуществами всех модульных усовершенствований, появившихся за это время, кроме того, имели место некоторые компромиссы, призванные примирить между собой место их размещения и малозаметность», – сказал в интервью один чин из ВВС.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий