Саудовская Аравия — союзник не из приятных. Пустынное королевство только что вынесло приговор в 1000 ударов плетью блоггеру за то, что он запустил сайт, посвящённый свободе слова. Не совсем тот режим, который бы нам хотелось иметь среди друзей, особенно после того, как узнаёшь об их финансовой поддержке Исламского государства и других радикальных исламистских группировок.
Но на войне союзников не выбирают, приходится брать, что дают. И Саудовская Аравия является необходимым для США союзником во всемирной войне цен на нефть против России и Ирана. Продолжая выкачивать чёрное золото с неослабевающей скоростью, саудовцы проделывают тот же трюк, что и в середине 80х, позволяя ценам на нефть резко упасть в ответ на увеличение поставок со стороны Запада, тем самым лишая доходов их (Иран) и нашего (Россия) конкурентов, и при этом временно подрывая сланцевую промышленность США.
Было бы неплохо, если бы смогли вырваться из этого порочного круга, не говоря уже об ограничении выброса углекислого газа в мировом масштабе. Но нефть по-прежнему остаётся незаменимым товаром, без которого индустриальная цивилизация будет отброшена в эпоху угля, а то и хуже. Так что мы встряли с Саудовской Аравией, встряли с Россией и Ираном, встряли с нашей зависимостью от единственного не возобновляемого и порождающего загрязнение окружающей среды ресурса.
Но что если настоящий Железный человек создал бы для нас волшебные “дуговые реакторы” и решил наши энергетические проблемы раз и навсегда? Что ж, у нас есть человек, который послужил источником вдохновения для киношного Тони Старка, — основатель компании Tesla Илон Маск.
Маск и Tesla не изобрели дуговой реактор, но они стремительно и поэтапно модернизируют более реальную технологию – литий-ионный аккумулятор. Запланированные Tesla “мегазаводы” в Неваде и, возможно, Нью-Йорке будут в небывалой степени использовать экономию за счёт роста масштабов, полагаясь на улучшения, которые за последние два десятилетия сократили затраты на источники энергии аккумуляторного типа.
Чтобы дать вам представление о том, насколько быстро снизились затраты при производстве аккумуляторов, ниже приведена схема (позаимствованная с сайта футуролога Рамеза Наама), демонстрирующая, насколько выросло количество энергии, вмещаемое литий-ионными аккумуляторами за 100 долларов в период с 1991 по 2005 год:
Вместимость энергии литий-ионными аккумуляторами за 100 долларов в период с 1991 по 2005 год (указано в Ваттах)
Данные взяты из исследования, проведённого университетом Дьюка в 2009 году. Но уровень рентабельности не остановился в 2005 году. Согласно Нааму, стоимость электромобильных аккумуляторов сократилась на 40 процентов в период с 2010 по 2013 год. Прогнозируется, что мегазаводы Tesla будут снижать затраты ещё более стремительными темпами.
Подобное снижение цен, в отличие от недавнего 50-процентного падения цен на нефть, не является чем-то временным. Оно приводится в движение за счёт увеличения спроса, который подталкивает технологический прогресс, а не за счёт снижения спроса, которое приводит к падению цен на нефть. В случае с нефтью, такие новые технологии, как гидравлический разрыв пласта, позволяют нам получить больше нефти, но всегда по более высокой, чем прежде, цене. В случае же с аккумуляторами, технология просто становится всё лучше и лучше.
Исследование, проведённое в 2011 году, показало, что цены на аккумуляторы должны снизиться на три четверти, чтобы сделать электромобили конкурентоспособными при цене в 2,50 доллара за галлон бензина (в Америке галлон бензина равен 3,79 л; прим. mixednews). Но это было четыре года назад, а цены на аккумуляторы продолжают падать. Менее, чем за десятилетие, мы увидели, как конкурентоспособные электромобили стали доминировать на дорогах. Вот насколько быстро меняется ценовая политика.
Естественно, потребуются существенные модификации в нашей транспортно-энергетической инфраструктуре – необходимо будет заменить бензозаправочные станции станциями зарядки электромобилей. Вот почему Железный человек… я хотел сказать, вот почему Илон Маск решил позволить другим компаниям использоваться запатентованные технологии Tesla совершенно бесплатно. Когда другие автомобильные компании (такие как General Motors, которая недавно анонсировала новое поколение электромобилей Chevy Volt) выйдут на рынок электромобилей, это станет прекрасным стимулом для расширения электрозарядной инфраструктуры. Чем больше зарядных станций будет построено, тем больше у потребителей будет причин для покупки электромобилей, и так далее, — классический случай эффекта сетевой выгоды.
Электромобили не избавят человечество от потребности в нефти. Мы ведь используем нефть для изготовления пластмассы и других продуктов, а также для отопления. Конечно, в конечном итоге, печное топливо будет вытеснено солнечной энергией, и тут аккумуляторы Маска тоже пригодятся (прощай, ЖКХ!). А ещё мы используем нефть для реактивного топлива, которое аккумуляторами заменить не так-то просто.
Но большая часть нефти по-прежнему потребляется наземным транспортом. Так что, когда аккумуляторы усовершенствуются до такой степени, что легковым и грузовым автомобилям не нужно будет использовать нефть, саудовцы, русские и иранцы с удивлением обнаружат, что продают нишевый продукт. При этом, США, Япония, Европа и другие энергетические импортёры освободятся от постоянно колеблющихся мировых цен на нефть.
Другими словами, менее чем через два десятка лет мы станем свободны от ига нефтедобывающих стран и их мерзких, отсталых режимов. Вперёд, Железный человек! … Ой, то есть Илон Маск!
Ноа Смит, помощник профессора финансов Университета Стоуни-Брук, независимый журналист ряда финансовых и бизнес-изданий, блоггер.
Хрен те по всей морде, хитрожопый Люк Скайуокер. Ой, то есть Илон Маск. Джедаи не пройдут.
http://www.youtube.com/watch?x-yt-ts=1422327029&v=BNL4g3osKy4&x-yt-cl=84838260#t=20
Такую чушь мог написать только безграмотный финансист!
Для зарядки аккумуляторов потребуется дополнительно вырабатывать электроэнергию за счет той самой нефти.
Ноа Смит, помощник профессора финансов Университета Стоуни-Брук, независимый журналист ряда финансовых и бизнес-изданий, блоггер — по совместительству дура набитая.