Результаты греческих выборов – большая победа Путина

На 29 января намечена встреча министров иностранных дел стран ЕС, с целью достичь консенсуса по поводу мер давления на Россию в связи с активизацией «гибридной войны» на Украине, без ущерба для собственных экономических интересов. И без того непростая дипломатическая игра стала еще сложнее из-за явного вызова, брошенного новым правительством Греции, которое на второй день своего правления отвергло предложение Европейского Союза о введении новых карательных мер против Москвы.

pb-120502-greece-elections-photoblog900

Соединенные Штаты пытаются заставить своих вялых европейских партнеров поддержать новый раунд антироссийских экономических и финансовых санкций. Президент Барак Обама и министр финансов Джек Лью заявили на этой неделе, что администрация тщательно продумывает выбор санкций, которые должны вынудить Россию изменить свое поведение.

Если европейские лидеры, подталкиваемые призывами Белого Дома, сумеют во вторник договориться о введении новых санкций, это вероятно приведет к существенному нарастанию давления, которое до сих пор ограничивается закрытием глобальных рынков капитала для крупных энергетических компаний, блокированием доступа России к передовым технологиям добычи нефти и газа на новых месторождениях, а также мерами против крупных банков.

Новые усилия по оказанию давления на Москву совпали по времени с политическими трудностями Европы и финансовыми проблемами российской экономки. Убедительная победа на выборах в Греции партии левого крыла «Сириза» усиливает раскол в позициях Европейского Союза по отношению к России. Первым официальным гостем нового греческого премьер-министра Алексиса Ципраса стал посол России, а во вторник Греция объявила об отказе присоединиться к решению Совета министров Европейского Союза о рассмотрении дальнейших «мер сдерживания» против России. Греция, уже выступившая против санкционированных Евросоюзом финансовых правил, судя по всему намерена также продемонстрировать более независимую позицию в вопросах внешней политики.

Это существенно усложняет и без того крайне запутанную и щекотливую ситуацию. До поддержанной Россией атаки Мариуполя 24 января, европейские лидеры стояли перед выбором между идеей ослабления давления на Москву, которую отстаивала глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини, и позицией президента Европейского Совета Дональда Туска, призывавшего к расширению финансовых санкций. «Политика умиротворения подталкивает агрессора к еще большему насилию», заявил недавно Туск.

«Санкции принимаются на основе консенсуса и если Путину удастся выдернуть несколько слабых стран из этого единства, будет крайне затруднительно выступать единым фронтом», заявила Фиона Хилл, эксперт по России из Брукингского института и соавтор книги «Мистер Путин: тайный агент в Кремле».

Обсуждение новых санкций проходит на фоне продолжающегося экономического спада в России, вызванного как давлением Запада, так и обвальным падением цен на нефть за последние шесть месяцев. В понедельник рейтинговое агентство «Standard & Poor’s» присоединилось к своим коллегам и понизило суверенный рейтинг до неинвестиционного или «мусорного» уровня, что привело к снижению курса рубля до минимума за последние шесть недель. Сочетание санкций и низких цен на нефть может обойтись экономике России в 140 миллиардов долларов, однако этот двойной удар все же не заставил Москву отказаться от новых агрессивных действий на Украине.

На прошлой неделе украинский президент Петр Порошенко, выступая перед участниками ежегодного всемирного экономического форума в швейцарском Давосе, заявил, что на территории восточной Украины находятся 9000 российских солдат. По его словам, российские войска действуют при поддержке тяжелых вооружений, включая танки и артиллерию.

Эскалация агрессивных действий сепаратистов является поводом для нового раунда давления со стороны Запада, считает экономист Совета по внешним связам ЕС Роберт Кан.

Главная проблема, связанная с усилением давления на Россию – необходимость избежать ущерба для замедленно развивающейся экономики Европейских стран, являющихся торговыми и деловыми партнерами России.

Архитекторы санкций вынуждены также пытаться предугадать ответные ходы Путина. Бывший чиновник Министерства финансов США, отвечавший за санкции, Закари Голдман, сказал, что администрация Обамы стремится понять политические расчеты Путина чтобы выбрать наиболее эффективные меры воздействия. «Что могут дать дополнительные санкции для принуждения Путина прекратить поддержку сепаратистских военных группировок?», спрашивает он. «Самое лучшее – использовать имеющиеся разведданные, чтобы понять, что именно Путин считает своими стратегическими интересами».

Похоже, Путин делает ставку на внутренние разногласия в Европе и экономические проблемы, которые способны защитить его от согласованных действий западных стран. Российские медиа, например, громко выражают радость по поводу новой независимой внешней политики Греции. Политолог Мухтаба Рахман пишет, что Путин рассчитывает на крайне негативное восприятие усиления санкций в Европейском Союзе, связанное с продолжающимися экономическими трудностями еврозоны».

Еще один бывший сотрудник Министерства финансов США Элизабет Розенберг заявила, что «у нас имелся широкий выбор мер по ужесточению ограничений доступа к рынкам капитала». Крупные российские энергетические компании сегодня лишены возможности выпускать акции и облигации для западных инвесторов, что практически перекрывает для них доступ к источникам финансовых средств. Эти санкции нанесли ущерб всей экономике страны, а кроме того негативно сказались на положении корпоративных гигантов, служащих опорой российской внешней политики. Так, вызванные санкциями проблемы с задолженностью нефтяного титана «Роснефти» привели к подрыву доверия инвесторов к российской экономике в целом.

Розенберг заявил, что самым простым способом ужесточения санкций было бы введение ограничений в отношении таких крупных энергетических компаний как «Газпром», «Роснефть» и «Новатек» и дальнейшее их распространение на другие компании сектора. В то же время, он утверждает, что полный эффект от ранее введенных санкций, таких как ограничения на продажу технологий в сфере энергетики и добычи природных ресурсов, пока еще не достигнут, то есть финансовое давление Запада на Россию будет нарастать с течением времени даже без установления новых санкций.

Впрочем, такие агрессивные санкции, которых российские лидеры предположительно боятся больше всего, как исключение России из международной системы расчетов, он считает маловероятными.

Один из ведущих банкиров России Андрей Костин, имеющий тесные связи с Кремлем, предостерегал в своем выступлении на всемирном экономическом форуме, что исключение России из международной клиринговой системы SWIFT будут приравнены к военной агрессии. Заместитель премьер-министра России Игорь Шувалов, отвечающий за экономическую политику, подтвердил эти опасения и заявил, что Россия и Китай работают над созданием собственного клирингового механизма с целью избежать зависимости от западных финансовых институтов.

Блокирование доступа России к системе SWIFT сделало бы практически невозможным участие российских банков в международных финансовых расчетах и означало бы «колоссальную эскалацию конфликта», заявил Розенберг. Впрочем, если российская интервенция на Украине будет продолжаться, по его мнению, даже такая крайняя мера «может быть рассмотрена».

В конечном итоге, Запад вынужден признать, что санкции сами по себе не оказали существенного воздействия на поведение Путина, однако политические деятели в Вашингтоне и Брюсселе все еще надеются изобрести более эффективные широкие меры. «У Запада нет другой стратегии, кроме санкций и это представляет собой настоящую проблему», считает Фиона Хилл.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий