По мнению одного из основателей гражданской комиссии по Бенгази отставного генерал-майора Пола Вэллели, визит Владимира Путина в Египет свидетельствует о значительном ухудшении американо-египетских отношений. Происходящее говорит о явном ослаблении альянса, созданного 35 лет назад, когда при посредничестве президента Картера были заключены Кэмп-дэвидские соглашения между президентом Египта Анваром Садатом и премьер-министром Израиля Менахемом Бегином.
Как полагает Вэллели, Россия заполнила пустоту, оставшуюся после того, как администрация Обамы прекратила военные поставки в Египет в ответ на свержение поддерживаемого «Братьями-мусульманами» президента Мухаммеда Мурси, которое подготовило почву для прихода к власти Абдула-Фаттаха эль-Сиси.
Вэллели отмечает, что в октябре 2013 года, после того, как администрация Обамы приостановила военную помощь Египту, эль-Сиси обратился к России. Затем 12-13 февраля 2014 года последовал первый визит Путина в Египет, в результате чего Каир принял решение приобрести российское вооружение на сумму около 2 миллиардов долларов.
Ещё один основатель гражданской комиссии по Бенгази, отставной генерал-лейтенант авиации Том Макинерни, согласен с Вэллели: «Просто поразительно, насколько быстро администрация Обамы восстановила против нас некоторых из самых преданных союзников. На протяжении 40 лет Египет был краеугольным камнем нашей политики на Ближнем Востоке».
«Египет крайне важен, потому что контролирует Суэцкий канал и воздушное пространство для проникновения на Ближний Восток. Это основной партнёр по израильскому мирному договору. И вот мы вынудили египтян обратиться за поддержкой к России. Да как же мы это допустили?» – недоумевает Макинерни.
Старший вице-президент Центра политики безопасности Клэр Лопес предупреждает о том, что Путин – это «опытный игрок, который, как и его предшественники, уделяет первостепенное внимание российскому присутствию на Ближнем Востоке». «Бездумный отказ от многолетнего сотрудничества с Египтом опасен, глуп и ничем не обоснован», – уверена она.
По данным Вашингтонского института ближневосточной политики, между 1979 годом и решением Обамы приостановить военную помощь предоставленный США Египту объём финансирования составил почти 70 миллиардов долларов. Более половины этих средств пошло на покупку американского оборудования. Американская ежегодная помощь на обеспечение безопасности размером 1,3 миллиарда долларов составляла 80 процентов годового бюджета военных закупок Египта.
«У эль-Сиси не было иного выбора, кроме как заполнить пустоту, оставшуюся после решения администрации Обамы, военной помощью, которую была готова предоставить Россия», –констатирует Вэллели. По его словам, с момента объявления «Братьев-мусульман» террористической организацией в декабре 2013 года эль-Сиси боролся с угрозой Суэцкому каналу, противодействуя ИГИЛ на Синайском полуострове. Ситуация усугубляется сближением ИГИЛ с «Аль-Каидой» и ливийской ветвью «Братьев-мусульман» на западных границах Египта. Кроме того, к югу от Египта, в Нигерии и Сомали, также набирают силу связанные с «Аль-Каидой» террористы.
«Россия предложила обеспечить Египет оружием, необходимым ему для защиты от радикальных исламских террористов, с которыми эль-Сиси сталкивается со всех сторон», – отмечает Вэллели, упоминая также о сообщениях, касающихся согласия Саудовской Аравии финансировать закупки оружия Египтом у России. – «Египет серьёзно обеспокоен собственной безопасностью, но Соединенные Штаты не пришли на выручку, а следовало бы».
По мнению Вэллели, своими действиями администрация Обамы перечеркнула почти 35 лет внешней политики США на Ближнем Востоке, и в настоящее время Египет возвращается к России. Напомним, Египет был тесно связан с Советским Союзом с 1956 по 1970 годы, в эпоху президента Гамаля Абделя Насера. Как полагает Вэллели, это яркий пример того, как Госдепартамент и Белый дом своим ошибочным внешним курсом умудрились подорвать доверие к США на всём Ближнем Востоке.
Подобная ситуация типична для изменений, внесённых в американскую внешнюю политику на Ближнем Востоке, считает Вэллели. Как отмечалось в оперативном отчёте гражданской комиссии по Бенгази, администрация Обамы «сменила сторону» в войне с терроризмом ещё в 2011 году, когда Белый дом и Госдепартамент (при Хиллари Клинтон) приняли решение вооружать связанных с «Аль-Каидой» боевиков и ливийских «Братьев-мусульман», стремясь к насильственному свержению Муаммара Каддафи.