Вслед за процессом сбора налогов происходит следующий этап механизма распределения результатов экономической деятельности экономической системы — распределение аккумулированных налоговых средств через систему государственных и местных бюджетных расходов. Именно система бюджетных расходов является главным ресурсом государства для осуществления своей функциональной роли.
При этом через структуру бюджетных расходов и межбюджетных соотношений государство выполняет не только прямые правовые, защитные, социальные, инфраструктурные функции, а также должно выполнять инициативную функцию определения направлений и темпов развития национальной экономики. В таком случае государство может помочь найти инвесторов для перспективных бизнес идей, которые принесут пользу и предпринимателю, и государству.
Последнее, в условиях рыночных экономических отношений, якобы, является для государства необязательным. Но многие считают, что государство не должно вмешиваться в рыночные процессы, мол «государство там только мешает». Но такое мнение может быть, наверное, только следствием впадения в другую крайность после диаметрально противоположного, сплошь государственного экономического прошлого.
Ведущие развитые страны мира уже 50-70 лет назад на собственном горьком экономическом опыте убедились и поняли несовершенство чистых рыночных отношений, в которых роль государства ограничивается только обеспечением соблюдения правовых норм экономического законодательства.
После этого они освоили регуляторные методы воздействия на экономические процессы средствами монетарных и фискальных инструментов на основе экономических теорий монетаризма и кейнсианства.
А уже 30-40 лет правительства развитых стран мира влияют на экономические процессы не только регуляторными методами, но и непосредственным участием государства в ситуациях на рынках. Осуществляется последнее путем соучастия в собственности компаний, являющихся основными игроками на рынках и так называемыми общественными проектами, финансируемыми или поддерживаемыми правительством.
И все же, влиятельным методом воздействия на экономическую ситуацию в стране есть регуляторный инструментарий государственного и местных бюджетных расходов — это основной распределительный элемент механизма распределения результатов экономической деятельности в экономической системе страны. Поэтому бюджетное распределение должно носить рациональный принцип, сочетая в себе необходимость государства выполнять и свои прямые функции, и ряд социальных функций, и стимулирующие экономику функции системного характера.
Обзор предоставлен деловым порталом fdlx.com