Источник перевод для mixednews – molten
6.06.2011
На прошлой неделе Америка поставила рекорд. Последний спад цен на жильё означает, что стоимость недвижимости упала на 33 процента со времени своего пика — даже больше, чем 31-процентный спад в то время, когда Джон Стейнбек писал свои «Гроздья гнева» (роман 1939 года о Великой депрессии; прим. mixednews).
Хотя официальные показатели безработицы не достигли уровня Великой депрессии, однако показатели 9.1 процента безработной рабочей силы заставляют Белый дом нервничать. Последним переизбранным президентом с безработицей в 7.2 процента был Франклин Рузвельт.
США, это страна с серьёзными проблемами. Один из шести граждан страны зависит от государственных талонов на питание. Бюджет, который последний раз видел профицит более 10 лет назад, сейчас имеет бюджетные дыры, сравнимые разве что с такими же нехватками у Греции.
Предполагается, что проблемы могут быть легко решены, поскольку США является крупнейшей экономикой на планете, единственной державой с охватывающей весь мир армией, счастливым обладателем свой валюты в качестве резервной, и нацией, гордящейся изобретением себя заново с каждым поколением или около того.
Верно всё это и многое другое. Университеты США являются превосходными, привлекая лучшие умы со всего мира. Это страна, постоянно раздвигающая границы технологий. Так может США вот-вот воспрянут ещё более сильными из долгого кошмара ипотечного кризиса. Устойчивое финансовое положение американских компаний может инициировать волну новых инвестиций в течение следующих нескольких лет.
Позвольте мне высказать свою гипотезу. Америка в 2011 является Римом в 200 году н.э. или Британией накануне Первой мировой войны, — империя в зените своего могущества, но с начинающими проявляться трещинами.
Опыт Рима и Британии показывает, что единожды начавшись, гниение уже трудно остановить, так что вот несколько тревожных признаков надвигающихся проблем: военное перенапряжение, рост пропасти между богатыми и бедными, обескровленная экономика, использование кредитов, чтобы жить не по средствам, и некогда эффективная политика, которая больше не работает. Высокий уровень насильственных преступлений, эпидемия ожирения, пристрастие к порнографии и чрезмерное использование энергии может быть тем, что указывает нам: США находятся в продвинутой стадии культурного упадка.
Империи разваливаются по разным причинам, однако существуют и сходные факторы. Первоначальное нежелание признавать, что существует много проблем, о которых стоит переживать, и что есть претенденты на установление своего мирового порядка. В случае Испании конкурентом была Британия. В случае Британии это была Америка. В случае с Америкой угроза исходит от Китая.
Падение Великобритании после 1914 года развивалось стремительно. К 1945 году Великобритания была игроком в биполярном мире, где доминировали США и Советский Союз, а стерлинг, бывший сердцем золотого стандарта 19 столетия, стремительно терял свою стоимость. Ещё во время Великой выставки 1851 года высказывались опасения, что более голодные и более производительные работники Германии и США угрожают промышленно развитой Англии. Однако никаких серьёзных политических шагов предпринято не было. Во второй половине 19 столетия в экономике произошёл незаметный сдвиг, с севера Англии на юг, с промышленности к финансам, с изготовления товаров к жизни за счёт доходов от инвестиций.
Сегодняшние США в двух аспектах отличаются от Британии столетней давности. США гораздо больше, что значит, что страна получает доход от экономики континентального масштаба, и присутствует в сферах промышленности, которые будут стратегически важными в первой половине 21 века. Британия в 1914 году слишком полагалась на уголь и судостроение — сферы промышленности, которые между мировыми войнами находились под давлением, и не смогла достаточно рано понять важность новых технологий.
Тем не менее, есть параллели. В американской экономике присутствует долгосрочный сдвиг с промышленности в сторону финансов. Также существует проблема производителей из других частей мира.
Теперь рассмотрим разительный контраст между этим восстановлением экономики и структурой предыдущих циклов. Традиционно было так, что при восстановлении американской экономики уровень безработицы довольно быстро сокращался, поскольку сниженные процентные ставки поощряли потребителей тратить, а строительную сферу — строить больше. В этот раз всё по-другому. Во время надувания пузыря темпы строительства были безумными, что привело к избытку предложения ещё до проседания цен, а рост безработицы стал звёздным часом для лишения прав ипотечного выкупа.
У Америки больше домов чем ей нужно, и такое положение не изменится много лет.
В течение прошедших пары лет мрачные экономические новости, которые могли подорвать надежды на восстановление, давались по капле. Сейчас оптимизм сменился опасениями в том, что США могут находиться в преддверии второго страшного спада в рецессии.
На рынке недвижимости, который является симптомом глубинных экономических проблем Америки, второй спад уже произошёл. Снижение налогов для домовладельцев дало переживающему спад жилищному рынку только временное облегчение, и сейчас миллионы американцев живут в домах, которые уже стоят меньше того, что они за них заплатили. Последние цифры показывают, что у 28 процентов ипотечных домов ликвидность отрицательная. Неудивительно, что это вынуждает американцев тратить деньги более осмотрительно. Рост цен на сырьё только усугубляет проблему, поскольку ведёт к инфляции и сокращает покупательную способность заработных плат.
Макроэкономическая политика показала себя менее эффективной, чем обычно. Не из-за того, что никто не хочет и пытаться. В США краткосрочная процентная ставка на нуле уже свыше двух лет. Были также две лошадиные дозы вливаний «валютных стимулирований», второе из которых подходит сейчас к концу. Бюджетный дефицит страны так велик, что кредитные агентства стали выпускать Америке предупреждения, несмотря на то, что её валюта является резервной. И Вашингтон проводит политику невмешательства по отношению к валюте, несмотря на риторику сильного доллара, в надежде, что удешевление экспортных товаров возродит страсть потребителей к тратам.
Политика, как всегда, направлена ??в сторону роста, так как Федрезерв, казначейство и кто бы там ни занимал Белый дом, жутко боятся возврата в 1930-е. Тогда экономический кризис в значительной степени мог быть приписан дефляционной экономической политике, которая ухудшила рецессию, вызванную крахом пузыря на фондовом рынке 20-х годов. Слабая реакция на попытки оживить сегодняшний рост предполагает, что структурно США сегодня гораздо слабее, чем были в 30-х. Совладание с этой слабостью предполагает разбивание мёртвой финансовой хватки экономики и проведение в жизнь мер по усилению покупательной способности обычной семьи, а также сокращение её зависимости от долгов. Эти меры потребуют амнистии на жилищном рынке. Но прежде всего, Америка должна заново обрести те качества, которые изначально сделали её великой страной. Однако сделать это будет нелегко.
А где ж источник?