Банковский кризис в России

Все кризисы рубля сопровождались усилением доллара и низкими ценами на нефть. Проблемы, которые сейчас переживает России, схожи с трудностями 1998 года. Возможно, сегодняшняя ситуация является даже более серьёзной, чем семнадцать лет назад, потому что эта самая большая в мире страна отрезана от международного финансирования. Что же можно сказать о попутном банковском кризисе в России?

384192_img650x420_img650x420_crop

Начнём с объяснения того, почему в России грядёт полномасштабный финансовый кризис, несмотря на очень низкий государственный долг (менее 10 процентов ВВП). Здесь надо напомнить, какое огромное значение имеет ожидаемое сальдо бюджета и сколь серьёзную роль играет предполагаемое состояние государственных финансов. С этой точки зрения можно объяснить, почему кризисные ситуации часто сопровождаются на редкость большими валютными резервами и маленьким дефицитом (а то и его отсутствием). Лучшим примером может послужить кризис 1997 года в азиатских странах. Как полагают Мартин Эйхенбаум и его коллеги, азиатский кризис был вызван «ожиданием большого дефицита, связанного с предположительными гарантиями финансовой помощи проблемным банкам». Тот же самый механизм действует в России. Инвесторы заметили, что около половины доходов России приходится на нефтяную и газовую промышленность, так что правительство, не имеющее возможности или не желающее повышать налоги или сокращать расходы, получит дефицит в будущем. Эти опасения были усилены предполагаемыми гарантиями помощи некоторым российским компаниям.

Вопрос ожидаемого дефицита тесно связан с доверием к кредитно-денежной политике страны. Инвесторы опасаются, что Центральный банк России не сможет противостоять политическому давлению и начнёт печатать деньги, чтобы скомпенсировать дефицит. Предвидя будущую инфляцию, инвесторы продают рубли сегодня.

Что можно сказать о возможном дефолте по частной задолженности? Очень низкие процентные ставки в развитых странах привели к росту российского корпоративного долга в иностранной валюте (с 325 миллиардов долларов на конец 2007 года до 502 миллиардов на июнь 2014 года). Чем слабее рубль, тем выше затраты российских компаний на погашение подобных долгов. Им нужны средства на выплату процентов и пролонгация кредитов, но санкции отрезали российские предприятия (и банки) от иностранных финансовых рынков, откуда российские компании ранее получали половину своего капитала. Таким образом, они должны покупать доллары на рынке, что ещё сильнее ослабляет рубль.

Рост доллара привёл к тому, что инвесторы начали выводить средства с рынков развивающихся стран, что справедливо и для России. Хотя этот процесс наблюдался в течение нескольких лет, резкий отток в 2014 году (около 150 миллиардов долларов по сравнению с 63 миллиардами в 2013 году и 134 миллиардами в 2008 году, во время мирового финансового кризиса) увеличил понижающее давление на рубль. Это дополнительно снизило доверие к российской экономике и усилило отток капитала.

Российские банки также страдают от ослабления рубля. Их внешний долг составляет 192 миллиарда долларов, то есть около процентов 10 от ВВП (по сравнению со 170 миллиардами в 2008 году и 18 миллиардами в 1998 году), и у них нет значительных долларовых активов.

Есть и ещё три фактора, усугубляющих ситуацию для российских банков. Во-первых, неплатежеспособность компаний приведёт к росту количества невозвратных кредитов и убыткам для банков.

Во-вторых, вкладчики больше не доверяют рублю и выводят средства с банковских вкладов. Россияне начали вкладывать деньги в реальные ценности, т.е. они избавляются от рублей и покупают иностранную валюту, товары длительного пользования и, очевидно, золото. Такое поведение, как правило, указывает на потерю доверия к национальной валюте и влечёт за собой высокую инфляцию.

В-третьих, вследствие роста ключевой ставки ЦБ РФ процентная ставка по трёхмесячным межбанковским кредитам выросла до 28,3 процента, то есть выше, чем это было во время кризиса 2008 года. Следовательно, российским банкам в ближайшем будущем потребуется поддержка. Некоторые банки («Траст», ВТБ, «Газпромбанк») уже получили помощь на уровне нескольких миллиардов долларов. Учитывая же, что банки и компании (работа которых финансируется банками) должны будут погасить почти 100 миллиардов долларов внешнего долга в этом году, можно ожидать увеличения финансовых вливаний.

2-16as
 Динамика ключевой ставки ЦБ РФ с марта по декабрь 2014 года

Это просто логическое развитие валютного кризиса, переживаемого развивающейся страной с большим долгом в иностранной валюте. Как гласит принцип Кругмана, «первоначальным эффектом от падения экспортных цен является ослабление валюты, что создаёт проблемы с балансом у частных должников, долги которых неожиданно вырастают в пересчёте на национальную валюту; это ещё больше ослабляет экономику, подрывает доверие и так далее».

Об авторе. Аркадиуш Сиерон – сертифицированный консультант по инвестициям.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

3 Replies to “Банковский кризис в России

  1. Автор публикации так старательно собирает негатив на рубль, что видны его «ослиные уши». Если и есть кризис, то это кризис сланцевого перепроизводства в США, которые незаконно ввели односторонние финансовые санкции и тем самым подрывают международное доверие к доллару. Позицию нетто — экспортера у России никто не отменил, а значит, фундаментальные позиции рубля прочные, включая внешние выплаты. Зато т.н. «санкции» подтолкнули к развитию внутренних механизмов рефинансирования. Увеличение капитализации российских банков на 1 трлн. рублей тому свидетельство. Благо госдолг России маленький. На очереди рефинансирование под первоклассные векселя реального сектора, т.е. экономический рост. Да, потребительская инфляция подскочила. Но с одной стороны, это то, чего никак не могут добиться в США, которые столкнулись с порочным кругом инфляции активов. А с другой стороны, к кому сейчас пойдут покупатели? Правильно. К тем, кто работает с оборота и придерживает цены, т.к. потребительский спрос снизился. Такие компании есть, и они выживут. А кто повышают цены необоснованно, обречены на этот раз. Рынок, понимаете ли… Монополии с ценами ограничивают, хоть они и пищат. Остаются высокие процентные ставки. Но если секторальные %% ставки будут доступными, а такая задача поставлена, то кризисный эффект будет нивелирован. А высокие ставки денежного рынка временно необходимы, чтобы дестимулировать валютные спекуляции. Это всё при том, что Россия не ввела никаких мер валютных ограничений, что не имеет прецедентов и говорит о большом запасе прочности. В международном плане Россия накапливает золотое обеспечение рубля, что позволяет ей развивать двусторонние и многосторонние внедолларовые взаиморасчеты. А вот чем обеспечен доллар, кроме саморазрушительных для США сланцевого нефтегаза и военных расходов, не понятно. Рост производительности труда в США снижается. Так кто кого наказал? Так что вся эта идеология западной пропаганды — объявлять черное белым, а белое черным обанкротилась. Финансовые санкции — это «харакири» для США, а для России т.н. «санкции» необходимость самостоятельно думать и развиваться во взаимодействии с теми, кто также думает. А не трясется в бесовской истерике. Сценарий инициировать мировой кризис через крах российской экономики не сработал. А ведь как хотелось некоторым в США… Теперь им придется разгребать свои конюшни за счет американских корпораций. Надо ли это последним?

  2. Российские банки, предприятия, частные лица и даже правительство все страдают от своих валютных долгов. Но слава Богу «…санкции отрезали российские предприятия (и банки) от иностранных финансовых рынков..» . Сначала пройдёт ломка, затем прекратятся страдания.

Добавить комментарий