По утверждениям некоторых западных политологов и СМИ, рост Китая может вызвать столкновения между Москвой и Пекином. В частности, довольно известный американский учёный Джозеф Най указывает на дисбаланс в российско-китайских отношениях, делая вывод о наличии глубоких проблем между странами.
Являются ли выводы Ная верными? Каковы перспективы российско-китайских отношений? Очевидно, на долю каждой страны иногда выпадают трудные времена, и любые двусторонние отношения переживают взлёты и падения. То же самое касается России и Китая, которые перешагнули через негативное наследие 1960-1970-х годов и установили стратегическое партнёрство. Асимметрия в потенциалах стран действительно присутствует, но угрожает ли она отношениям? В действительности многие страны сталкиваются с аналогичной ситуацией. Так, в потенциалах Канады и США наличествует асимметрия; между ними есть даже территориальный спор по поводу водного пространства вблизи Канадского арктического архипелага. Разве эти страны обречены на войну? Вовсе нет.
США расценивают рост Китая как вызов и потенциальную угрозу своему господству в Тихом океане. Американская Стратегия национальной безопасности гласит следующее: «Мы будем соперничать с позиции силы, настаивая, что Китай должен соблюдать всевозможные международные правила, начиная от морской безопасности до торговых норм и прав человека. Мы будем внимательно отслеживать модернизацию вооружённых сил Китая и расширение его присутствия в Азии».
В этом и заключается причина того, почему США приняли новую стратегию сдерживания Китая и приступили к формированию Транс-Тихоокеанского партнёрства, пытаясь добиться экономического доминирования и оттеснить Китай на периферию. Споры по поводу Тайваня и Сенкаку (Дяоюйдао) ещё сильнее осложнили отношения между Китаем и США. Однако, несмотря на нескрываемое неудовольствие США, Китай проводит независимую от Вашингтона политику. Яркой иллюстрацией является план строительства «второго Панамского канала» через Никарагуа с участием России.
Иная ситуация сложилась в отношениях между Россией и Китаем. Эти страны не пытаются навязать друг другу свою волю или внедрить свои ценности; у них нет взаимных территориальных претензий и серьёзных противоречий. В целом, наблюдается устойчивая положительная динамика. Кроме того, Россия также оказалась под сильным давлением со стороны США из-за своего стремления проводить независимую политику.
И Россия, и Китай имеют общую цель создания нового мирового порядка, где незападные страны будут обладать большими политическими, экономическими и социальными свободами и ответственностью. Оба партнёра заинтересованы в сопротивлении западным странам и институтам, которые силятся навязать свои правила политической и экономической игры. Россия и Китай выступили против давления со стороны Запада и попыток ограничить свой суверенитет. Обе страны стремятся к совместному решению глобальных проблем. Их единый подход состоит в том, что ориентиром для мировой политики должно быть верховенство закона.
Общие проблемы и интересы создают потребность в общих институтах. Какой формат лучше всего соответствует этой цели? Некоторые эксперты считают, что наиболее подходящим вариантом является альянс. Однако можно утверждать, что это далеко не единственный выбор. С точки зрения безопасности Россия и Китай успешно сотрудничают в рамках ШОС. Нет необходимости и намерений превращать ШОС в «евразийскую НАТО» для противостояния Западу, как некоторые российские эксперты видят это.
Нынешняя Стратегия национальной безопасности США утверждает, что Вашингтон играет решающую роль в установлении правил мирового финансирования. Однако в настоящее время этот американский план устарел – развивающийся многополярный мир требует новых подходов. Чем больше столбов в конструкции, тем она надёжнее. Тот же концептуальный подход может быть применён и к мировой экономической системе. В этой области Россия и Китай работают вместе над созданием альтернативы западной финансовой и экономической системе. В связи с этим решающее значение имеет проект БРИКС. Он не направлен на борьбу с западными институтами или их замену. Цель заключается в том, чтобы дать членам БРИКС, а также другим заинтересованным странам возможность строить параллельную независимую финансовую и экономическую систему. В рамках БРИКС Россия и Китай могут достичь целей, которые они не в состоянии добиться в одиночку. В то же время, группа БРИКС открыта для вступления других государств, что может служить в качестве стабилизирующего фактора, если какой-либо член БРИКС попытается занять доминирующее положение.
Кроме того, БРИКС может играть роль страховки на случай краха МВФ или Всемирного банка и погружения мира в очередной экономический кризис. Итак, БРИКС будет отвечать интересам всего мира. Конечно, развитие БРИКС – это долгосрочный и сложный процесс, но, как говорит народная мудрость, терпение и труд всё перетрут.
Об авторе. Олег Иванов – заведующий кафедрой политологии Дипломатической академии МИД РФ.