Стратегия экономического сдерживания против Москвы и Каракаса, проводимая США, подтолкнула процесс реконфигурации альянсов в мировой экономике. Хотя географически Россия расположена в северном полушарии, ее дипломатическая позиция имеет много общего с другими развивающимися странами. Подобные изменения происходят и в странах Латинской Америки. Согласно заявлениям российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, Латинская Америка должна стать важным центром формирования нового многополярного мироустройства.
Лидеры стран на 39-м саммите МЕРКОСУР в аргентинском Сан-Хуане.
Между двумя сторонами существует базовая экономическая совместимость. Российский экспорт в Латинскую Америку более чем на 50 процентов сосредоточен на удобрениях, минералах и топливе. В то же время Москва закупает в странах Латинской Америки сельскохозяйственную продукцию, мясо и электронные изделия. [blockquote_note]В соответствии с прогнозами, выработанными Институтом стран Латинской Америки Российской Академии наук, объем двусторонней торговли достигнет к 2030 году 100 миллиардов долларов, увеличившись по сравнению с сегодняшним днем на 500 процентов. [/blockquote_note]Впрочем, существуют также многочисленные препятствия этому прогрессу. Рецессия мировой экономики, тенденции дефляции, то есть падения цен на товарно-сырьевые ресурсы (в частности, на нефть), экономический спад на азиатском континенте, а также экономические санкции, введенные США и Европейским Союзом против России и стран Южной Америки, выявили острую необходимость упрочения и расширения дипломатических связей между ними.
Вследствие сокращения объемов торговли между Россией и Европейским Союзом, Латинская Америка в некотором смысле выступает как замещающий рынок, и в то же время как главное направление инвестиций в высокие технологии. В этом отношении необходимо выделить инвестиционные проекты Национального Нефтяного Консорциума (сформированного компаниями Роснефть, Газпром Нефть, ЛУКойл, ТНК-БП и Сургутнефтегаз), к которым присоединились компании из Бразилии, Венесуэлы, Гайаны и Кубы, а также других стран.
Более того, существует широкий круг возможностей для развития научно-технологических альянсов, которые, с одной стороны, стимулировали бы промышленное развитие в Латинской Америке, а с другой – способствовали бы диверсификации российского экспорта, который в настоящее время сконцентрирован на углеводородах.
Длительный период стагнации в мировой экономике, а также межстрановые конфликты в связи с гарантиями поставки основных видов сырья (нефть, газ, металлы, минералы, редкоземельные элементы и т.д.) с целью воспроизводства капитала, стимулируют развитие стратегических альянсов в форме соглашений о торговых преференциях, совместных предприятий в энергетическом секторе, обмена технологиями и военно-технологического сотрудничества.
[blockquote_fact]Стратегическое партнерство, которое Россия развивает с некоторыми странами Латинской Америки на двустороннем уровне (Аргентина, Бразилия, Куба, Эквадор, Никарагуа, Венесуэла и т.д.) направлено на расширение Евразийского Экономического Союза, состоящего из России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана, за счет южноамериканского региона в качестве стартовой площадки.[/blockquote_fact]
Владимир Путин в 2011 году предложил в качестве темы обсуждения (в статье, опубликованной газетой «Известия») перспективу превращения Евразийского Союза в объединительный механизм между Азиатско-тихоокеанским регионом и Европейским Союзом. Однако, кампания, развернутая против Российской Федерации странами НАТО временно исключила эту возможность.
Вследствие этого, Евразийский Союз выходит за границы континента путем создания зон свободной торговли с Китаем в Азии, Египтом в Северной Африке и группировкой МЕРКОСУР (включающей Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай и Венесуэлу) в Латинской Америке.
В течение последних лет, стратегическое партнерство между Евразийским Союзом и МЕРКОСУР стало крупнейшим проектом России в Южной Америке в направлении региональной интеграции: оба блока обладают общей территорией в 33 миллиона квадратных километров, населением в 450 миллионов человек и суммарным ВВП, составляющим 8,5 триллионов долларов (11,6 процента глобального ВВП). Стратегическое партнерство направлено на две основные цели. В первую очередь, его целью является снижение доли США и Европейского Союза в торговле и межконтинентальных инвестициях. Кроме того, оно преследует цель ускорения мирового процесса дедолларизации посредством расширения использования национальных валют в качестве платежного средства в международных расчетах.
Российские усилия по созданию платежной системы, альтернативной системе SWIFT (Китай недавно объявил о запуске собственной платежной системы, которая должна начать свою работу в сентябре) а также опыт Латинской Америки по формированию Объединенной системы региональной компенсации (SUCRE) с целью снижения внешних шоков для региона в целом, являются свидетельством растущей роли обеих сторон в развитии институтов и финансового механизма для процесса выхода из орбиты влияния доллара.
[blockquote_note]В свете кампании экономического и геополитического наступления, развернутого североамериканским империализмом, развивающиеся страны без сомнения избегают прямой конфронтации с помощью мер регионализации. [/blockquote_note]Евразийский Союз и МЕРКОСУР должны будут сосредоточить свои усилия на более интенсивном финансовом сотрудничестве и одновременно скоординировать действия по созданию единого фронта в целях защиты национального суверенитета и принципов международного права.
В заключение следует отметить, что стратегическое партнерство между Евразийским Союзом и МЕРКОСУР представляет собой прекрасную возможность показать миру пример успешного ответа на вызовы углубляющегося экономического кризиса, а также решительного объединенного противодействия гегемонии доллара.