В случае снятия санкций Иран может превратиться во вторую Саудовскую Аравию

Можно сказать, что Иран представляет собой зеркальное отражение Саудовской Аравии: шиитская теократия Тегерана во многом схожа с суннитским фундаментализмом Эр-Рияда. Однако, зажатый экономическими санкциями, Иран был лишен возможности соперничать с Саудовской Аравией как центр влияния.

National-Iran-Oil-Company

Возможно, они так никогда и не сравняются в силе, однако, освобожденная от санкций Исламская Республика получит возможность распространять хаос и беспорядки по всему Ближнему Востоку более открыто, более эффективно и с более существенными дестабилизирующими последствиями, чем когда бы то ни было.

Даже если Конгресс США решит, что Иран не выполняет своих обязательств по соглашению и введет новые санкции, администрация Обамы уже не сможет, если вообще намеревалась, объединить в этом страны Запада, не говоря уж о России и Китае. Хотя переговоры должны продолжаться до конца июня с целью конкретизировать достигнутые в Лозанне соглашения, остальные члены группы P5+1 уже дали понять, что снимут санкции немедленно после того, как Иран выполнит оговоренные требования.

Учитывая, что Ирану и до сих пор удавалось в стесненных условиях поддерживать Башара Аль-Асада в Сирии и Хезболлу в Ливане, Хамас в Газе и хусситов в Йемене, а также создавать новые группировки боевиков в Ираке, страшно даже представить, сколько хаоса Тегеранский режим будет сеять вокруг после снятия санкций.

[blockquote_note]Те, кто приветствовал лозаннские соглашения, полагают, что они станут началом возрождения Ирана как ответственного и конструктивного члена международного сообщества. [/blockquote_note]Режим пойдет на политическую и экономическую либерализацию, а обычные иранцы превратятся в счастливых людей, взявшись за руки идущих к свободе и процветанию. По мнению Бобби Гоша, этот вариант развития событий наименее вероятен. Гораздо более правдоподобна версия, что иранский режим использует финансовое послабление от снятия санкций, около 1,6 миллиарда долларов в месяц только от продажи нефти, для распространения своего разрушительного влияния на Ближнем Востоке и за его пределами.

Каждая страна, где имеется значительное шиитское сообщество, в особенности те, где это сообщество недовольно своим положением, должна сейчас испытывать тревогу по поводу растущего иранского влияния. Шиитские мечети, школы и другие институты обратятся к Ирану за финансовой помощью, и некоторым удастся ее получить, на определенных условиях. Подобно тому, как саудиты распространяют по всему миру ваххабитский культ, иранская помощь будет направлена на пропаганду государственной доктрины Тегерана, сформулированной как «революционная» идеология, предусматривающая контроль духовенства над политической властью в стране. [blockquote_fact]Если Тегеран пока отстает от Эр-Рияда в распространении своей теологической отравы, снятие санкций даст ему шанс сравняться с соперником.[/blockquote_fact]

Сфера, в которой Иран будет отчаянно стремиться восстановить свое былое лидерство – экспорт насилия и террора. Тегеран имеет многолетний в этом опыт, являясь создателем и вдохновителем Хезболлы в начале 1980-х. Террористические группы, вооруженные ваххабитской идеологией, такие как Аль-Каеда, ИГИЛ и т.п, доминируют сегодня в мировом джихаде, однако, ставленникам Ирана удалось добиться превосходства в Ираке и Йемене, а кроме того, их позиции традиционно сильны в Ливане. В Сирии они сражаются против ИГИЛ, однако сейчас Иран попытается сместить баланс сил в пользу Ассада при поддержке Хезболлы.

[blockquote_note]Если новейшая история может служить уроком, режим в Тегеране будет любой ценой расширять свое влияние. [/blockquote_note]По мнению автора, с наибольшей скоростью это будет происходить в Афганистане, где шиитское меньшинство после ухода американских военных окажется под серьезной угрозой от суннитского Талибана и ИГИЛ. Возможно, это касается и Пакистана, где шииты подвергаются все большему давлению и репрессиям со стороны суннитского большинства.

Саудовская Аравия уже предпринимает ответные меры с целью не допустить доминирования Ирана. Достаточно взглянуть на Йемен, зажатый в тиски между Риядом и Тегераном. История свидетельствует, что вместо прямой военной конфронтации, Саудиты скорее всего будут использовать против ставленников Ирана собственную пятую колонну. Поскольку Саудовская Аравия не может больше открыто поддерживать Аль-Каеду и ИГИЛ, Эр-Рияд найдет для этого новые группы суннитского населения, возмущенного растущим шиитским влиянием.

Эскалация вражды неизбежна. Пополнив свои резервы за счет снятия экономических санкций, Иран будет стремиться достигнуть паритета с Саудовской Аравией, в том числи и в объемах расходов. Хотя Эр-Рияд в состоянии контролировать большее число «союзников» — например, Йемен сейчас бомбят силы десяти  различных государств, — ставленники Тегерана обладают большим боевым опытом, который теперь будет подкреплен новеньким сверкающим оружием, подарком от их «возродившегося» спонсора. [blockquote_fact]Иран может также направить для руководства своими суррогатными легионами таких закаленных в боях командиров как Кассем Сулеймани.[/blockquote_fact]

Что же все это означает для остального мира? Что касается Ближнего Востока, опасность, которую представляет соперничество между Исламской Республикой и Саудовской Аравией, очевидна уже сегодня. Для мусульманского мира в более широком понимании, эта угроза также серьезна и неминуема в ближайшем будущем. Для планеты в целом, помимо неизбежных гуманитарных бедствий и экономического эффекта от напряженности между двумя нефтяными гигантами, существует еще и опасность распространения этого высвободившегося на Ближнем Востоке зла за пределы региона, что приведет к разрушительным последствиям.

[blockquote_note]Что касается США, автор полагает, что американцы уже имели возможность убедиться, что Вашингтон сейчас столкнулся с проблемой выбора стороны в конфликте. [/blockquote_note]Американские самолеты оказывают помощь проиранским боевикам в Ираке, хотя разведслужбы США в это же время сотрудничают с саудитами, бомбящими поддерживаемые Ираном группировки в Йемене. Пока невозможно определить, чью сторону придется поддерживать США во время ближайшей вспышки насилия. На Ближнем Востоке, в условиях соперничества двух нефтяных держав, действует старый принцип: враг твоего врага – твой друг. И твой враг, добавляет Гош. А еще враг твоего друга и друг твоего врага. Именно так, все одновременно.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий