Как Россия намерена продолжать наращивание своего военного потенциала

Объявление о намерении России снять одностороннее эмбарго на продажу зенитно-ракетного комплекса С-300 Ирану дает ответ на вопрос, как Москва планирует осуществлять свои амбициозные планы модернизации и перевооружения своих вооруженных сил.

sukhoi_su-35_super_flanker_russia_-_air_force_jp6658952

Первоначальный план перевооружения, объявленный Владимиром Путиным, должен был финансироваться за счет огромных доходов от экспортных пошлин на энергоресурсы, которые являлись основным источником наполнения кремлевской казны. Обвал мировых цен на нефть в прошлом году (снижение цен, разумеется, привело к падению доходов бюджета) в сочетании с рецессией в России (объем экономики, согласно прогнозам, сократится в 2015 году как минимум на 3 процента) спровоцировали резкое снижение доступных ресурсов. Министерство обороны предполагает сократить военные расходы на 3,8 процента, что гораздо меньше, чем у других министерств и ведомств (средний показатель – 10 процентов). Тем не менее, это станет проверкой, сможет ли оборонная промышленность России компенсировать снижение расходов за счет повышения эффективности производства. Так, например, испытания покажут, можно ли будет использовать шасси, разработанное для танка пятого поколения Т-14 Армата, в качестве общей платформы для других новых военно-транспортных средств, таких как бронетранспортеры и самоходные артиллерийские установки, что упростило бы производство и позволило бы сократить эксплуатационные расходы. Ситуация потребует также сокращения затрат на закупку вооружений за счет замораживания заработной платы, что, как ни удивительно, не должно вызвать кадровых проблем, поскольку в условиях общего сокращения экономики снижается вероятность того, что профессионалы могут легко найти другую высокооплачиваемую работу.

Ряд экспертов предсказали, что на фоне предстоящего снижения доходов и обострения необходимости перераспределения расходов в пользу социального обеспечения чтобы избежать взрывов общественного недовольства (в связи с ростом цен на продовольствие и потребительские товары), от амбициозных планов в оборонной сфере придется отказаться. Однако, это не входит в намерения администрации Путина. Вместо этого поставлена цель найти способы преодолеть трудности ближайших двух лет, а затем, после ожидаемого оздоровления экономики (исходя из предположения, что европейские санкции будут в основном сняты к 2016 году) продолжить осуществление плана перевооружения и модернизации армии.

Тенденция, которая была заметна экспертам уже шесть месяцев назад – готовность смириться с замедлением работ и переносом сроков завершения оборонных программ. Некоторые специалисты утверждали, что программу придется растянуть еще на пять лет и что намеченные цели не будут достигнуты ранее 2025 года. Очевидно, что увеличение сроков придает программе дополнительную гибкость и дает российской экономике больше шансов на восстановление. С другой стороны, это будет означать снижение объема закупок в каждом конкретном году и, таким образом, российский военно-промышленный комплекс, лишенный части государственного заказа, (а также, учитывая состояние госбюджета, и субсидий) будет вынужден искать альтернативные источники финансирования своей деятельности.

Таким образом, стратегия состоит в переориентации с отечественных заказов на увеличение экспорта вооружений как источник необходимых средств для финансирования наращивания оборонного потенциала. Чтобы загрузить производственные мощности, а также сохранить объем расходов на разработки и исследования, Министерству обороны России придется найти покупателей на новейшие виды вооружений до тех пор, пока у правительства не появятся дополнительные средства для увеличения закупок и возобновления финансирования программы перевооружения в полном объеме.

Экспорт вооружений становится жизненно важным, поскольку российские министерство обороны, избавляясь от устаревшего и пришедшего в негодность оборудования, не может мгновенно заменить его новыми (и более дорогим) моделями, и по всей вероятности, будет по-прежнему заказывать более экономичную военную технику четвертого поколения. Таким образом, для замены каждого устаревшего танка или истребителя, выводимых из эксплуатации, будет заказан еще один Т-90 или Су-35, а не модель нового поколения Т-14 Армата или Т-50 ПАК ФА. Наряду с преимуществами замены изношенной техники новыми машинами, использование несколько устаревших моделей и производственных линий может привести к снижению эффективности оборонных расходов.

Несмотря на экономические санкции, российский экспорт вооружений в 2014 году несколько увеличился. Развитию военной индустрии в некоторой степени способствует и тот «новый мировой беспорядок», который установился в последнее время. Эскалация напряженности между Соединенными Штатами и Китаем вызвала существенный рост заинтересованности Пекина в поставках вооружений из России, в то время как рост китайского влияния, спровоцировавший обеспокоенность его соседей, заставляет такие страны как Вьетнам и Индия также наращивать свои военные расходы. Россия таким образом остается привлекательной в качестве источника современных вооружений, и, как в случае с Индией, партнера, способного предоставить финансирование и технологии. Нестабильность на Ближнем Востоке увеличивает объем закупок Ирака, Ирана и Египта. Поскольку Соединенные Штаты воспринимаются как ненадежный гарант безопасности, стремление многих стран обеспечить защиту своих интересов за счет приобретения российских вооружений возрастает. Поэтому руководители военно-промышленного комплекса России оптимистично настроены относительно перспектив своей отрасли. Они ожидают не только сохранения, но и увеличения объемов реализации, что обеспечит надежный источник доходов, как для военной индустрии, так и для финансирования новых разработок. России сегодня принадлежит 29 процентов мирового рынка вооружений, причем эта доля устойчиво растет в течение последнего десятилетия.

Если нынешние тенденции сохранятся, Путин сможет перевести свою оборонную программу в краткосрочный режим ожидания, замедлив осуществления части мероприятий, но избежав необходимости остановки модернизации в целом. «Тем, кто ожидал, что западные санкции и обвал цен на энергоносители приведут к крушению этих планов, придется пересмотреть свою точку зрения», убежден профессор Николас Гвоздев.


1 балл2 балл3 балла4 балла5 балла (11 голосов, среднее: 3,64 из 5)
Loading...Loading...

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!

x

Приглашаем к сотрудничеству всех, кто хочет попробовать свои силы в переводе. Пишите.
Система Orphus: Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus



  1. Anton:

    «С 1 января 2015 по 10 апреля на 2015 расходы на оборону из федерального бюджета составили 1.58 трлн руб, что в 1.5 раза больше, чем в 2014 и в ДВА раз больше, чем в 2013 за аналогичный период времени. Расходы на оборону обеспечили 87% из всего роста расходов федерального бюджета за этот период. По сути, не смотря на рекордную с 1998 года инфляцию, только армия и ОПК обеспечиваются более, чем достаточным финансированием». Spydell.

    • Boyan:

      «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую».
      Наполеон Бонапарт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *