Китайский банк АБИИ – всего лишь часть грандиозного генерального замысла

Китай и другие крупные развивающиеся экономики давно испытывают недовольство учрежденными после окончания второй мировой войны международными институтами, в которых безраздельно доминируют США и Европа. Попытки Китая увеличить свою долю финансирования, и, следовательно, избирательные права, например, в МВФ, в течение многих лет блокировались Конгрессом США. 

6667341897_28cc8beecf_b_0

Сохранение всех высших постов в группе Всемирного Банка и Международном валютном фонде за гражданами США и стран Европейского Союза стало попросту оскорбительным. Сделка между этими двумя институтами обеспечила условия для шестидесяти лет глобального рэкета, в центре которого находится «Tammany Hall» — штаб-квартира Демократической партии США.

Учитывая все это, нет ничего удивительного в попытках Китая создать свои собственные международные структуры. Главным образом в ответ на растущее присутствие США в Центральной Азии, особенно после того, как Узбекистан предоставил Америке право на размещение своей военно-воздушной базы для афганской кампании, Китай создал Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС). С момента ее возникновения в 2007 году ШОС расширила свой состав и увеличила активность, включая регулярные встречи глав государств-участников и совместные военные учения.

[blockquote_note]ШОС представляет собой многостороннюю организацию, преследующую три важнейшие стратегические цели Китая: включение России в региональный форум по вопросам безопасности, возглавляемый Китаем, рост влияния Пекина в центрально-азиатских странах, и, наконец, создание своего рода бастиона против американского вмешательства в проблемы Центральной Азии.[/blockquote_note]

В 2012 году Китай также инициировал создание банка группы БРИКС. Страны, входившие в БРИКС на тот момент (Бразилия, Россия, Индия и Китай) имели мало общего, за исключением легко запоминающегося названия. Китай сильно выделялся среди своих партнеров. Помимо авторитарной политической системы, он обладает почти 4 триллионами долларов международных резервов и микроскопическим объемом внешней задолженности. Китаю не приходится бояться утечки капиталов в случае окончания программы количественного смягчения в США, когда процентные ставки начнут расти. Вполне вероятно, что мир вообще не услышит больше о банке БРИКС после того, как недавно было объявлено об учреждении АБИИ.

В отличие от банка БРИКС, АБИИ во всех отношениях будет способствовать усилению Китая. В течение последних двадцати лет китайские строительные компании продемонстрировали потрясающий потенциал в сфере создания инфраструктуры, будь то электростанции, дороги, порты или сверхскоростные железнодорожные магистрали. [blockquote_fact]В определенной мере инфраструктура Китая начинает разрастаться вширь и Пекин все больше стремится к экспорту этого мощного потенциала. [/blockquote_fact]Даже на чисто коммерческой основе китайские строительные компании имели бы все шансы занять львиную долю в финансируемых банком проектах. Однако,  поскольку Китай является основателем банка и предоставляет основную часть его капитала, это можно считать стопроцентно гарантированным.

Ранее сообщалось, что начальный капитал АБИИ составит около 100 миллиардов долларов, причем доля Китая в нем будет около половины. Позже появилась информация о снижении этой цифры до 50 миллиардов долларов, причем от стран-участниц, включая Китай, потребуется предоставить лишь набольшую часть своего общего вклада. Пекин, таким образом, остается крупнейшим вкладчиком, однако его подход стал более умеренным, чем предполагалось изначально, хотя он по-прежнему будет обладать наибольшим весом в новой организации.

Кроме того, Китай намерен пустить в оборот свои валютные резервы и снизить их долю, размещенную в сертификатах Казначейства США. Его опыт прямых инвестиций в крупные зарубежные проекты, связанные с добычей ресурсов включает и некоторые серьезные неудачи. [blockquote]Увеличение доли жэньминьби в международных торговых сделках и операциях, связанных с движением капитала, также представляет собой важный приоритет для китайских властей, хотя статус юаня как резервной валюты наряду с долларом США – дело отдаленного будущего.[/blockquote]

Создание Банка совпадает с важными переменами в китайской внешней политике президента Си Цзиньпина. С конца 1970-х годов внешняя политика Китая подчинялась доктрине Дэн Сяопина: [blockquote]Наблюдайте хладнокровно; берегите наше положение; спокойно занимайтесь делами; не показывайте свои возможности и ожидайте подходящего момента; никогда не пытайтесь забежать вперед и никогда не покушайтесь на лидерство.[/blockquote]Единственной внешнеполитической целью помимо безопасности страны была поддержка экономического развития Китая. Хотя Пекин стал занимать лидирующую позицию в создании международных структур и вести более активную внешнюю политику еще при предшественнике нынешнего президента Ху Дзиньтао, именно приход к власти Си Цзиньпина стал временем перелома и отказа от устаревшего подхода Дэн Сяопина. Внешняя политика Китая приобрела значительно более напористый, порой даже агрессивный характер. Это проявилось в ситуации с Южно-китайским морем, в споре с Японией вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао), а также многочисленных инициативах, от формирования международных организаций до соглашения с США по вопросам контроля над выбросами парниковых газов

[blockquote_note]Банк АБИИ полностью отвечает далеко идущим планам Си Цзиньпина, связанным с проектом Нового Шелкового Пути. [/blockquote_note]Как это принято в Китае, провозглашение той или иной политики часто происходит лишь тогда, когда она уже реализована на практике. В данном случае речь идет о том, что Пекин уже несколько лет строит трубопроводы в Центральной Азии и Мьянме, железнодорожные магистрали от Чунцина до Дуйсбурга в Германии, а также автомобильные дороги в Пакистане и новом порту близ Карачи. Все эти гигантские инфраструктурные проекты подчинены единой стратегической цели Пекина. На протяжении всей своей истории Китай был в основном самодостаточным, ему хватало собственных природных ресурсов и энергии. Однако с тех пор как его экономика в середине 1990-х стала расти бурными темпами, страна все больше ощущала зависимость от международного рынка сырья и энергоносителей.

При этом почти все импортные потоки поступают через узкую горловину Малаккского пролива. Китаю предстоит ждать еще как минимум 20 или 30 лет, прежде чем он сможет противостоять военному доминированию США в этой точке планеты. Для пекинских стратегов это означает крайнюю степень уязвимости. Таким образом, Новый Шелковый Путь призван предоставить Китаю новые стратегические возможности, а АБИИ является средством для их финансирования.

Китай мог бы попытаться достичь своей цели путем двусторонних инвестиций и кредитов. Вместо этого, он решил пойти по пути создания международной организации. Это стало предметом дискуссий в Китае, причем некоторые эксперты утверждают, что Китай не должен ограничивать себя, а действовать в одностороннем порядке. Как бы то ни было, правящая верхушка решила, что многосторонний институт придаст большую легитимность этим стратегическим планам.

[blockquote_fact]Азиатско-Тихоокеанский регион неизбежно станет объектом растущего влияния Китая как экономической сверхдержавы. [/blockquote_fact]В течение последних тридцати лет Австралия это осознает и проявляет изобретательность в своем сдерживании перемен в регионе. Одним из проектов, предназначенных для обеспечения контроля над процессом развития региона, стал АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество).

Посол Австралии в Китайской Народной Республике с 2007 по 2011 год Джофф Рэби пишет: [blockquote]Поэтому трудно понять провал политики Канберры по поводу АБИИ. В конечном итоге Австралия достигла наихудшего из возможных результатов. Она потеряла шанс получить преимущество в формировании этой организации как ее инициатор. С другой стороны, она не поддержала союзника, выступавшего против создания АБИИ. Австралия присоединилась к АБИИ не на начальном этапе, когда получила приглашение, а в самом хвосте списка из 57 стран-участниц, где-то между Люксембургом и Норвегией. Теперь ей потребуются значительные дипломатические усилия, чтобы вернуть хотя бы часть утраченного влияния.[/blockquote]

По его мнению, чиновники из администрации Обамы, бросившиеся к своим телефонам чтобы заставить советников австралийских министров нарушить основные правила дипломатии, не имеют права требовать от союзников решений, противоречащих интересам их страны. «Ведь в конечном счете эти интересы все же восторжествуют, несмотря на дружбу. Старый реалист Киссинджер сумел бы это понять», заключает автор.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий