Россия наращивает военное присутствие в странах Центральной Азии из опасений распространения афганской угрозы

Около 2500 военнослужащих, представляющих возглавляемую Россией Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) примут участие в совместных военных маневрах, которые начнутся в среду в Таджикистане. Это мероприятие воспринимается как знак восстановления роли Москвы в качестве гаранта хрупкого мира и безопасности в регионе после ухода войск США из Афганистана.

Отправка Россией около 500 своих военнослужащих для участия в этих учениях началась на прошлой неделе. В них также будут задействованы солдаты из Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана, Армении и Беларуси.

Таджикистан – это стратегическая точка, граничащая с Кундузской провинцией Афганистана, где около 200 человек погибли и 10000 вынужденно покинули свои жилища из-за насилия боевиков.

Министерство иностранных дел России заявило о своей «крайней обеспокоенности» всплеском насилия, который афганские местные власти объясняют объединением местных талибов с джихадистами из «Исламского государства», воюющего в Сирии и Ираке.

Эскалация военных действий в Афганистане встревожило бывших советских союзников Москвы в странах Центральной Азии и некоторые из них обратились к России за помощью и защитой. Таджикистан, на территории которого находится российская военная база, обратился к Москве с просьбой об усилении российской военной помощи. Это единственный член ОДКБ их трех центрально-азиатских стран, граничащих с Афганистаном, к которым относятся также Узбекистан и Туркменистан.

В то же время, по мнению некоторых экспертов, такие страны как Таджикистан и Туркменистан не способны отразить гипотетическую опасность, исходящую от эскалации военных действий в северных провинциях Афганистана, без существенной помощи извне.

«Вооруженные силы многих из этих стран критически слабы, а их командные структуры в значительной степени коррумпированы», заявил агентству Франс-Пресс эксперт московского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Василий Кашин. «Любое ограниченное вторжение будет иметь разрушительные последствия. У России не будет иного выбора, кроме мгновенного военного вмешательства».

В пятницу Таджикистан заявил о том, что прекратил выдачу разрешений для посещения иностранцами удаленных регионов вблизи афганской границы вследствие тяжелых боев на противоположной стороне.

В настоящее время в Афганистане остаются менее 10 тысяч американских военнослужащих. Хотя афганский лидер Ашраф Гани Ахмадзай заручился в марте обещанием президента Барака Обамы о замедлении запланированного вывода воинского контингента США в 2015 году, США по-прежнему намерены сократить свое присутствие до 1 тысячи человек к концу 2016-го.

Несмотря на сильную тревогу в связи с конфликтом в Афганистане, некоторые страны отказываются от возможности вступить в блок ОДКБ, который часто ассоциируют с московской политикой «разделяй и властвуй» в регионе Центральной Азии. Узбекистан, тридцатимиллионная страна, имеющая общую границу с Афганистаном протяженностью около 140 километров, покинула блок в 2012 году.

«Стабильность в Узбекистане означает стабильность во всей Центральной Азии», заявил ташкентский политический аналитик и бывший член совета безопасности страны Рафик Сафиуллин. «Если Россия в этом заинтересована, почему она отдает свои танки практически даром Кыргызстану и Таджикистану, а Узбекистану продает по двойной цене?»

В соседнем Туркменистане, который, как и Узбекистан, обратился к Китаю и Западу, а также к России, за помощью в модернизации своих вооруженных сил, официальные представители военного ведомства опровергли слухи об обращении Ашгабата к России или другим иностранным партнерам по поводу охраны своей границы с Афганистаном.

«Любая деятельность спецслужбы Туркменистана тесно связана с нейтральным статусом страны» заявил Франс-Пресс анонимный чиновник. Туркменистан может получать от любой страны военную помощь, но ни в коем случае не подкрепление воинским контингентом.

Весенние атаки уже стали ежегодной стратегией Талибана и других группировок афганских боевиков, воюющих против поддерживаемого США режима в Кабуле. Однако, заявления о том, что «Исламское Государство» также терроризирует страну, сделанные официальными лицами Афганистана, но не подтвержденные самим ИГ, могут означать обострение угрозы, исходящей от Афганистана, считает директор проекта Центральной Азии в Международной  кризисной группе (International Crisis Group) ДейдреТинан. Поскольку Шанхайская организация Сотрудничества, в которую входят Китай и Россия, становится «более активной» в Центральной Азии, ОДКБ остается «главным блоком в сфере безопасности в регионе», сказал Тинан.

«До сих пор ОДКБ много говорил, но гораздо меньше делал», заявил аналитик. «Пока неизвестно, как ему удастся справиться с кризисом на границе с Афганистаном, если такое произойдет».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий