Потепление китайско-российских отношений – «брак по расчету»

Присутствие Председателя Си Цзиньпина и военнослужащих Народно-освободительной Армии Китая на параде в честь Дня Победы в Москве ознаменовало начало новой эры потепления отношений между двумя странами

Подпись к изображению. Российский президент Владимир Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин перед началом праздничного концерта
OmcAIxSFGiBYOhqi1wZ3KAEvL3cDmoie

Хотя два соседа-гиганта поддерживали тесные отношения в течение двадцатого века, представительство Китая на высшем уровне в майских событиях в Москве было особенно заметно на фоне бойкота, предпринятым многими приглашенными мировыми лидерами.

Главы западных государств отказались от поездки в знак протеста против российской поддержки сепаратистов на восточной Украине. Среди других зарубежных государств, направивших своих военных на московский парад, были только Индия, Монголия, Сербия и шест бывших советских республик.

Однако, китайские государственные СМИ объявили об участии Си Цзиньпина и подразделения Армии КНР как о значительном шаге в направлении стратегического партнерства между двумя державами.

Издание «Global Times» сообщило, что Россия будет праздновать 70-ю годовщины победы над нацисткой Германией в одиночестве, добавив, что изменения в международной обстановке подтолкнули Пекин и Москву к сближению. «Присутствие Си Цзиньпина и беспрецедентный факт участия китайских военнослужащих в параде является отчетливым сигналом», написано в статье информационного агентства «Синьхуа». «Китай и Россия разделяют общие взгляды на формирование нового международного порядка и сохранение мира на планете.

Сам Си Цзиньпин говорил о взаимной поддержке Китая и России во времена второй мировой войны, стоившей обеим странам большего числа жертв, чем каким-либо другим. «Обе страны разделили раны и страдания, ставшие основой нерушимой военной дружбы, скрепленной кровью», заявил Си Цзиньпин.

Изображения Си Цзиньпина, занимающего почетное место рядом с хозяином празднества Владимиром Путиным во время парада, оживили воспоминания о прошлом, когда Мао Цзе-дун впервые встретился со своим коммунистическим «большим братом» Иосифом Сталиным в Москве во время его семидесятилетия.

Однако, отношение к Си Цзиньпину демонстрировало явный контраст с событиями 1949 года, когда Мао чувствовал снисходительное пренебрежение советского лидера. В последствие соперничество между последователями Мао и Сталина за первенство в мировом коммунистическом движении привело к разрушению китайско-советского альянса и установлению добрых отношений с США после исторического визита президента Ричарда Никсона в Пекин в 1972 году. Эта новая разрядка напряженности помогла Америке одержать победу над Советским Союзом в холодной войне.

Строй лидеров, наблюдавших за парадом рядом с Си Цзиньпином и Путиным, стал живой иллюстрацией грядущего нового мирового порядка и противостояния с возглавляемым США западным альянсом. Си Цзиньпина и Путина с обеих сторон окружали Роберт Мугабе из Зимбабве, Рауль Кастро с Кубы и Николас Мадуро из Венесуэлы.

В очередной раз демонстрация их укрепляющегося партнерства вызвала обеспокоенность возможным формированием новой китайско-российской оси, объединенной общими позициями по таким острым международным проблемам как ситуация в Сирии, Украине, Иране и Северной Корее.

Холодное отношение западных лидеров к историческим празднованиям в Москве подчеркнуло натянутость отношений между Россией и Западом во главе с США, возникшую в связи с украинским кризисом. Для Пекина формирование тесного партнерства с Россией – это дипломатический жест в ответ на углубление военных связей между США и Японией, а также американская поддержка его региональным соперникам в территориальных разногласиях относительно Восточно-китайского и Южно-китайского морей.

Новый уровень партнерства отмечен серией совместных военно-морских учений, а также возобновление поставки вооружений, явно имеющей целью осложнить американские усилия по противостоянию военной экспансии обеих стран.

Некоторые наблюдатели описывали сближение России и Китая в политической и военной сферах как «брак по расчету», однако такой «мягкий альянс», как его называют в дипломатических кругах, может помочь Пекину и Москве укрепить их позиции в противостоянии с Западом.

Основой подобных альянсов служит постулат реальной политики, о котором часто забывают. В то время как и Китай и Россия недостаточно сильны для успешного соперничества за глобальное влияние в политическом, экономическом, военном и моральном аспектах, обе страны нуждаются в союзе с сильным партнером.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий