Видя признание Вашингтоном необходимости диалога с Москвой, бывший британский дипломат Тони Брентон говорит о вызове, который Китай бросает Соединённым Штатам, и надеется, что «государственный департамент задаст себе вопрос — на какую сторону весов они хотят поместить Россию». Владимир Путин, кажется, сделал свой выбор – воспользоваться предложенной в нужное время Китаем помощью.
В ходе своего визита в Москву в этом месяце Си Цзиньпин и российский лидер подписали 32 соглашения, в том числе о 6-миллиардном финансировании Китаем строительства скоростной железнодорожной дороги Москва-Казань, об открытии кредитных линий для российских банков, о предоставлении КНР российским компаниям финансирования в сумме 25 миллиардов долларов, а также о совместном сельскохозяйственном фонде. Заключённые ранее соглашения включали 400-миллиардный контракт о закупке Китаем российского газа и соглашение о валютном свопе на сумму 24 миллиарда долларов.
Неудивительно, что Путин назвал Китай «нашим ключевым стратегическим партнёром».
Сможет ли Вашингтон предложить в этом диалоге Кремлю что-нибудь сопоставимое, в то время, когда Москва остро нуждается в практической помощи? Если идти дальше, следует ли Вашингтону и его союзникам руководствоваться в своей политике по Украине страхом сближения Китая и России, которое сейчас и происходит, кто бы что ни говорил?
Стремление превзойти Пекин в благосклонности к Москве может легко оказаться глупой затеей, когда внешняя политика формируется на основе попыток помешать другим делать то, что они полагают в их интересах.