Еще в прошлом ноябре на страницах ресурса zerohedge.com была опубликована статья под названием «Как нефтедоллар тихо скончался и никто этого не заметил». Авторы описывали медленный, но неотвратимый закат системы, обеспечившей американскому доллару статус доминирующей мировой валюты в течение многих десятилетий: «Два года назад, сначала в приглушенных тонах, а затем все громче, финансовый мир начал обсуждать то, о чем совершенно недопустимо говорить в приличном обществе – разрушение системы, которая, по мнению многих экспертов, обеспечила американскому доллару статус резервной валюты и фактически узаконила его.
Речь идет о так называемом «нефтедолларе», то есть механизме, предусматривающем, что страны – экспортеры нефти осуществляют обращение долларов, получаемых ими в обмен на нефть путем приобретения активов, номинированных в долларах, поддерживая силу резервной валюты и обеспечивая этим активам беспрецедентно высокие цены и рост объемов сделок, номинированных в долларах. Таким образом, процесс развивался по возрастающей спирали.
Подпись к изображению. Механизм обращения нефтедоллара
Основным толчком для начала процесса дедолларизации мировой торговли, который поначалу был замечен на Западе только неофициальными источниками информации, послужил тот факт, что Россия и Китай, а также остальные страны БРИКС, все более интенсивно дистанцирующиеся от возглавляемого США механизма «развивающегося мира», в центре которого находится МВФ, стали осуществлять двусторонние сделки в обход системы нефтедоллара.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что этот процесс продолжается и расширяется, поскольку вслед за Россией, Китаем и Ираном, все большее число развивающихся стран ведут взаимную торговлю, полностью избегая использования доллара США путем заключения двусторонних торговых соглашений.
Падение нефтяных цен ускорило крушение нефтедоллара и в 2014 году страны ОПЕК впервые почти за двадцать лет вывели ликвидность с финансовых рынков.
Подпись к изображению. Показатели экспорта в нефтедолларах впервые за восемнадцать лет оказались негативными
По оценке Goldman Sachs, новое ценовое равновесие на нефтяном рынке (то есть устойчивый спад) может вызвать чистый отток нефтедолларов в размере около 24 миллиардов в месяц или почти 900 миллиардов к 2018 году. Последствия, по мнению экспертов «Bank of America Merrill Lynch», могут оказаться весьма далеко идущими: «разрыв нефтедолларовой цепочки окажет воздействие на многие процессы, от российской геополитики до уровня ликвидности мирового рынка капитала, спроса на казначейские бумаги США, социальной напряженности в развивающихся странах и «стратегии выхода» Федеральной резервной системы».
Развивая идею гегемонии юаня, Китай агрессивно продвигает свой «Фонд Шелкового Пути» и Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ). 40-миллиардный Фонд Шелкового Пути поддерживается валютными резервами Китая, Экспортно-импортным Банком и Китайским Банком Развития. Фонд ставит своей целью увеличить рентабельность инвестируемых капиталов для китайских государственных предприятий за счет инвестирования в инфраструктурные проекты по всему развивающемуся миру. В свою очередь 50-миллиардный АБИИ, который будет финансироваться 57 странами-участницами (США и Япония в их число не входят), призван вытеснить традиционно доминирующие международные организации, оказавшиеся неспособными реагировать на растущее влияние группы развивающихся экономик в своем составе. Китай будет добиваться особой роли юаня в деятельности АБИИ и может внести предложение о создании специальных резервов как в АБИИ так и в «Фонде Шелкового Пути» для предоставления ссуд, номинированных в юанях.
Еще в начале ноября прошлого года информация системы SWIFT показала, что список стран, ведущих более 10 процентов своих торговых операций с Китаем в юанях, пополнился 15 новыми позициями. «Это хороший признак для юаня, свидетельствующий о том, что уровень его интернационализации растет. В частности, представляет интерес значительно возросшее использование юаня Канадой, поскольку до сих пор в Северной Америке подобного не наблюдалось», сказала руководитель службы коммерческой разведки «SWIFT» Астрид Торсен.
Несколько ранее Китай и Россия заявили, что впредь будут увеличивать объемы сделок между двумя странами, номинированных в юанях. Агентство «Reuters» опубликовало тогда следующее сообщение: «Россия и Китай намерены увеличить объемы торговли в юанях, сообщил Владимир Путин. Это отвечает стремлению китайского руководства к усилению позиций юаня в мировой торговле».
Подталкиваемые частыми осложнениями во взаимоотношениях с США, Россия и Китай уже давно высказывались за сокращение роли доллара в международной торговле.
Снижение влияния доллара отвечает амбициям Китая, стремящегося к росту влияния юаня и намерениям в конечном итоге добиться для него статуса мировой резервной валюты. Поскольку 32 процента из 4 триллионов валютных резервов Пекина размещены в долговые обязательства правительства США, Китай заинтересован в снижении долларовых инвестиционных рисков.
Для Москвы важность ограничения доминирования доллара резко выросла в прошлом году, когда США и их европейские союзники наложили на Россию экономические санкции за поддержку сепаратистских повстанцев на Украине.
«В рамках нашего сотрудничества с Китаем, мы намерены использовать во взаиморасчетах национальные валюты наших стран. В настоящее время уже осуществляются первые сделки в китайских юанях. Я хотел бы отметить, что мы готовы расширить подобную практику в нашем энергетическом секторе», заявил тогда Путин, допуская, что в будущем Россия может перейти к использованию юаня в сделках по поставкам нефти.
Как и следовало ожидать, Газпром подтвердил, что с начала нынешнего года, все поставки нефти в Китай будут оплачиваться в юанях. Из сообщения «Financial Times»: «Третий по величине производитель нефти в России переводит все свои сделки по продаже сырой нефти в Китай в юани. Этот факт ясно свидетельствует о том, что западные санкции подтолкнули российские компании к увеличению использования китайской валюты».
Российские должностные лица рассматривают возможности переключения с доллара на юань в рамках объявленного Кремлем «разворота на Азию», частично вызванного западными санкциями, введенными против Москвы в связи с ее вмешательством в украинский конфликт, однако до сих пор они не уточняют, насколько большая часть общего объема двусторонней торговли будет осуществляться в китайской валюте.
«Газпром Нефть», нефтяная дочка газового гиганта Газпрома, заявила, что с начала 2015 года она осуществляет в юанах все свои нефтяные поставки по нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» (нефтепровод, проходящий от г. Тайшет до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка, прим. mixednews) в Китай.
Нефтяной экспорт российских компаний был в основном номинирован в долларах США до лета прошлого года, когда из-за украинского кризиса США и Европа наложили санкции на энергетический сектор России.
Быстрее других отреагировала компания «Газпром Нефть». В апреле прошлого года ее генеральный директор Александр Дюков объявил, что компания согласовала с 95 процентами своих партнеров возможность в случае необходимости проводить сделки в евро, а не в долларах США.
Позже Дюков сказал, что компания начала осуществлять экспорт нефти в рублях и юанях, однако он не уточнил, насколько велики масштабы этих продаж. По результатам деятельности компании «Газпром Нефть» за первый квартал текущего года, опубликованных в прошлом месяце, на долю трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» приходилось 37,2 процента общего объема экспорта компании, составившего на 31 марта 1,6 миллиона тонн.
Учитывая все сказанное, официальное рождение «нефтеюаня» уже состоялось, и, хотя «Financial Times» отмечает, что остальные российские энергетические компании неохотно отказываются от использования доллара США в своих расчетах за поставки нефти», факт в том, что российские производители открыто рассматривают такую возможность. Поскольку официальные лица в США и Европе обсуждают ужесточение санкций, переход на использование юаня в качестве средства расчетов может значительно ускориться и стать общепринятой практикой.
Чтобы осознать причины и важность этого процесса в нынешней ситуации, обратимся к сообщению «Wall Street Journal»: Представители стран ОПЕК, которые отказались от сокращения темпов добычи нефти в прошлом году, аргументировали свое решение тем, что поддержание высокого уровня добычи необходимо для сохранения доли рынка, занимаемой ключевыми странами-импортерами.
Однако, опубликованная в прошлую пятницу китайская таможенная статистика свидетельствует о том, что импорт нефти из некоторых крупных стран ОПЕК снизился, в то время как закупки ее в России выросли в 2014 году на 36 процентов. Между тем, импорт из Саудовской Аравии упал на 8 процентов, а из Венесуэлы – на 11 процентов.
Подпись к изображению. Зыбучие пески: китайский экспорт нефти из России и отдельных стран ОПЕК в 2010-2014 гг., в миллионах тонн
Итак, можно подвести итог. Западные экономические санкции в отношении России подтолкнули внутренних производителей нефти к переходу в своих экспортных сделках с Китаем на юани. При этом доля России в общем объеме китайского экспорта нефти возросла. В то же время обвал мировых цен на нефть впервые за 18 лет вызвал чистый отток нефтедолларов с финансовых рынков, и если окажутся верными расчеты Goldman Sachs, в течение ближайших трех лет чистое предложение нефтедолларов может снизиться почти на 900 миллиардов долларов. Все это происходит на фоне усилий, которые Китай предпринимает с целью перевода в юани всех расчетов в рамках своей вновь создаваемой инфраструктуры.
Итак, рождение «нефтеюаня» знаменует начало конца эпохи «нефтедоллара» и восхождение юаня.
Как только разворот произойдет, российские власти окончательно забудут об импортозамещении, инновациях, опережающем росте и прочей чуши, о которой они трезвонят из телевизора.
Автор мог бы и изображения скопипастить.