Американские санкции в отношении Москвы значительно сократили доходы работающих в России глобальных технологических корпораций, в том числе Microsoft Corporation и Oracle Corporation. Российский промышленный бизнес в своей деятельности стал больше опираться на отечественных разработчиков программного обеспечения. В результате такой переориентации на внутренних поставщиков зарубежные компании начали терять свои позиции на российском рынке с общим потенциалом три миллиарда долларов.
Больше компаний стало обращаться к отечественным разработчикам для обеспечения своих бизнес-операций. Примерно три четверти из около 157 миллиардов рублей всех расходов на программное обеспечение в России в прошлом году было потрачено на импорт. По оценкам аналитической компании IDC, зависимость российских компаний от зарубежных поставщиков ПО будет значительно сокращаться. Нынешнее правительство России разработало план по уменьшению зависимости России от зарубежных компаний на 50 процентов после 2025 года.
Так как весьма трудно полностью избавиться от импорта, «компании переходят на отечественное программное обеспечение в тех бизнес-процессах, где это возможно», — говорит московский специалист IDC Елена Семеновская.
Эти тенденции представляют собой проблему для SAP SE, Microsoft и Oracle, которые, по оценкам экспертов Государственной Думы, в прошлом году заработали в России в совокупности 59 миллиардов рублей. При этом даже без учёта нового плана правительства по развитию отечественного производства национальный рынок программного обеспечения, возможно, сократится на 10 процентов в этом году из-за замедления экономического роста; с другой стороны, ослабление рубля также препятствует импорту ПО для отечественных предприятий, сказал специалист IDC.
Целью санкций американских властей, запретивших деятельность Visa и MasterCard в России, в первую очередь был банковский сектор, в частности ОАО «Банк Россия». Вот тогда ИТ-директор отдела страхования жизни Сбербанка Григорий Гашников принял решение перейти на отечественных поставщиков ПО.
Хотя Сбербанк не попал в санкционные списки, Гашников ещё в сентябре выбрал московский «НТЦ ИТ РОСА» и программное обеспечение на платформе Diasoft. Логика была в том, чтобы «свести к минимуму потенциальные риски санкций», сказал он в интервью.
Санкции заставили банковский сектор в большей степени полагаться на российские системы, говорит управляющий директор московской компании «Диасофт Платформа» Константин Варов.
«Сейчас мы работаем с тремя из десяти крупнейших российских банков по переводу их ИТ-структуры с глобального ПО на отечественное», — сказал Варов. Клиентами Диасофта являются ВТБ Банк, Газпромбанк и Россельхозбанк.
Тем не менее, у зарубежных поставщиков остаются возможности работать в стране. Как сообщает пресс-служба SAP, немецкий разработчик ПО изучает возможности установления партнёрских отношений с российскими компаниями в ожидании определённых изменений в законодательстве.